Блог

Анонсы, новости, статьи, впечатления
участников Новосибирского клуба японских боевых искусств «Кенсинкан»
Сибирской федерации Иайдо, Дзёдо
новости
Что интересного?
Зимний семинар по Иайдо и Дзёдо
4-5 февраля 2023 года
❄4 февраля
10:00 - начало семинара
12:30 - обед
13:30 - лекция
14:30 - продолжение семинара

❄5 февраля
10:00 - экскурсия по Центру «Сибирь-Хоккайдо»
(Чайная церемония, Каллиграфия)
12:00 - начало семинара
14:00 - обед
15:00 - продолжение семинара
2022 год открытий, год возможностей
2022 год стал для нашего клуба «Кенcинкан» годом открытия новых горизонтов, годом возобновления старой дружбы и завязывания дружбы новой, а также приобретение опыта в новом для нас направлении деятельности.

В июне этого года нам, совместно с Федерацией Айкидо России, посчастливилось участвовать в проекте всероссийского масштаба в Крыму – молодежном форуме «Таврида АРТ 2022», куда в качестве эксперта по Иайдо и Дзедо нашего сэнсея Федорич Игоря Багдановича, пригласил сокуратор арт-школы боевых искусств, руководитель межрегионального общества развития Айкидо Айкикай «Общество Анъюкай» Дьяков Алексей Константинович. В качестве участников арт-школы были задействованы четверо представителей нашего клуба. Стоит отметить, что арт-школа Боевых искусств в этом году была организованна на «Тавриде» впервые. Мы гордимся, что встали у истоков данного направления форума. Более подробно об участии в арт-школе можно прочесть в сканах статьи в ежегодном журнале издающимся Национальным Советом Айкидо ниже.

В рамках «Тавриды» удалось завязать тесные связи и возобновить старые знакомства, которые уже осенью вылились в такой масштабный проект как Фестиваль Традиционных Культур «Путь мастерства» прошедший в Новосибирске в октябре. В данном фестивале приняло участие 15ть организаций боевых искусств из Новосибирска, Иркутска, Барнаула, Кемерово, Красноярска и Томска. Примечательно что в рамках фестиваля встретились и участники и эксперты Арт-Кластера «Таврида 2022». Более подробно о фестивале можно прочитать в скане статьи прикрепленного ниже.

Так же в этом году нашим клубом был проведен семинар - обмен опытом по Иайдо и Дзедо в Екатеринбурге.

Новым направлением развития для нас стало участие в грантовых конкурсах. В общей сложности в этом году нами было подано на конкурс грантов 3 проекта. Один из них команда нашего клуба публично защищала перед экспертами и зрителями на «Тавриде». К сожалению нам не удалось добыть грантовую поддержку в этом году, но мы планируем двигаться в этом направлении в году грядущем, что бы иметь возможность развивать Иайдо и Дзедо не только в рамках Новосибирской области, но и всей страны.

От лица клуба «Кенcинкан» поздравляем всех с наступающим новым годом!
Желаем счастья, здоровья и благополучия.


Осенний семинар по Иайдо и Дзёдо
19 - 20 ноября 2022 года
🍁 19 ноября
Семинар по Иайдо
с 10:00 до 17:00

🍁 20 ноября
Семинар по Дзёдо
с 15:00 до 19:00

г. Новосибирск, МКЦ Сибирь-Хоккайдо, Шевченко 28/1
Видеоотчёт о фестивале боевых искусств в Новосибирске
Участники Арт-школы Боевых искусств Форума Таврида 2022 встретились в Новосибирске
С 14 по 16 октября 2022г. в Новосибирске прошел Фестиваль традиционных искусств "Путь мастерства". В рамках которого прошли: мастер-классы по Айкидо, Иайдо, Дзёдо, Ушу, Джиу-джитсу, каллиграфии и чайной церемонии; круглые столы «Перспективы развития традиционных боевых искусств» и «Таврида Арт. Итоги, перспективы». Завершающим мероприятием фестиваля стали показательные выступления клубов – участников фестиваля по Айкидо, Дзёдо, Иайдо, Ушу, Джиу-джитсу.
Почетными гостями Фестиваля стали Огнян Кременович Найдов-Железов - президент клуба «Дзикисинкай», Сихан, обладатель 6 Дана айкидо Айкикай и Дьяков Алексей Константинович - Сокуратор арт-школы боевых искусств Таврида Арт, 6 дан Айкидо Айкикай, Сихан 5 дан Дзёдо, 3 дан Иайдо, руководитель Межрегиональной общественной организации Развития Айкидо Айкикай «Общество «Анъюкай», руководитель отделения «Кобудзёдокай» в России, президент Нижегородской областной общественной организации «Федерация Айкидо». Ими были проведены семинары по Дзедо и Айкидо.

Особенно значимо что на данном фестивале "Путь мастерства" встретились участники прошедшей эти летом в Крыму, в первые в рамках форума «Таврида», арт-школы Боевых искусств. Нам – участникам «Тавриды» было приятно встретить своих друзей из Благовещенска с которыми мы вместе тренировались, переживали осталось и боль после тренировок, поддерживали проект на конкурсе грантов и просто веселились, а так же сенсеев которые нас учили и подарили нам возможность участия в таком значимом проекте как Таврида 2022. .
Мы рады что в рамках фестиваля "Путь мастерства" мы смогли не только потренироваться вместе, но еще и встретиться в неформальной обстановке – обсудить различия и общность боевых искусств, которые мы практикуем, обменяться опытом и чему-то друг – друга научить, ну и конечно просто повеселиться. Теперь мы точно знаем, что фраза которая неоднократно звучала в рамках Тавриды – «Таврида объединяет» не пустые слова

Спасибо всем участникам и гостям фестиваля. До новых встреч!
Участники арт-школы Боевых искусств заезда «В движении» форума «Таврида 2022».
С 14 по 16 октября 2022г. в Новосибирске пройдет Фестиваль традиционных искусств "Путь мастерства".
Целью фестиваля является привлечение внимания к традиционным видам искусств и физической культуры

Фестиваль объединит занимающихся традиционными видами боевых искусств и поклонников Японского искусства чайной церемонии и каллиграфии. Задачами фестиваля является обмен опытом между участниками фестиваля и приглашенными мастерами, общение и познание основ различных боевых искусств за счет участия в мастер-классах и совместных тренировках.

В рамках фестиваля состоятся мастер-классы по Айкидо, Иайдо, Дзёдо, Ушу, Джиу-джитсу, каллиграфии и чайной церемонии. А также пройдет тренировка ассоциации черных поясов и встреча с организаторами кластера боевых искусств проекта "Таврида".

Формат мастер-классов от «открытых» - для всех желающих, до «закрытых» - для обмена опытом между профессиональных занимающихся боевыми искусствами. Подробнее с планом мероприятия можно ознакомится в прикрепленном файле.

Скачать программу фестиваля
Организаторы фестиваля:
- ОСОО «Российский Союз боевых искусств». Новосибирский региональный филиал.
- Национальный Совет айкидо России.
- Департамент культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска.
- МКЦ «Сибирь – Хоккайдо».
- ГАУ НСО «Региональный центр спортивной подготовки сборных команд и спортивного резерва».
Наш клуб «Кенсинкан» выступил на дне открытых дверей в Культурном Центре «Сибирь-Хоккайдо»
В прошеные выходные 3го сентября 2022г. Культурный Центр «Сибирь-Хоккайдо» провел день открытых дверей для жителей и гостей города Новосибирска. Наш клуб завершал данное мероприятие часовым семинаром по Иайдо и Дзедо.

В рамках семинара участники продемонстрировали показательное выступлением в начале мероприятия. Мы показали базовые техники – сэйтей по Иайдо и Дзедо, а так же продвинутые техники – Корю по этим же видам боевых искусств. Завершающим аккордом выступления была демонстрация парной техники работы с мечом Тачи учи но курай. Таким образом участники мероприятия смогли увидеть полный сектор техник традиционных Японских боевых искусств – Иайдо и Дзедо.

Во второй части семинара все желающие смогли сами поработать с деревянным тренировочным мечом – Боккеном и посохом Дзё под руководством старших учеников нашего клуба.

Мы были рады рассказать и показать всем гостям о том, что такое Иайдо и Дзедо, надеемся что кто-то, как когда-то и мы, заинтересуется этими Будо и примет решение начать заниматься древними Японскими боевыми искусствами.

Благодарим руководство Культурного Центра «Сибирь-Хоккайдо» за предоставленную возможность!

Начало тренировочного сезона
С 1 сентября 2022г. стартует сезон тренировок по Иайдо И Дзедо.

Если вы размышляете над тем, чтобы начать заниматься каким – либо Японским видом боевого искусства сентябрь это отличная возможность перейти от размышлений к действиям, ведь именно в сентябре традиционно на тренировки приходит большое количество новичков. У вас появится компания с которой вы вместе начнете постигать азы боевых искусств Японии и сдавать первые аттестации на Кю.

Традиционно первая пробная тренировка предоставляется бесплатно для того, чтобы вы смогли попробовать на себе и понять стоит ли вам начинать заниматься древнему боевому искусству самураев – Иайдо или технике Дзедо, которая способна защитить от меча.

Так же у нас есть отличная новость – этим летом в нашем тренировочном зале прошел ремонт и теперь заниматься в нем стало еще удобнее.

Тренировки проходят в Культурном центре «Сибирь-Хоккайдо»
по адресу г. Новосибирск, ул. Шевченко, д. 28/1.

Иайдо по понедельникам и четвергам с 20:00 до 21:00.
Дзедо по воскресеньям с 17:00 до 20:00.

Путь в тысячу ли начинается с первого шага.
Лао-цзы.


До встречи на тренировках!

Фото Сергея Суховея выполненное в рамках заезда "В движении" форума Таврида 2022г.
Семинар по Иайдо и Дзедо на дне открытых дверей в Центре «Сибирь-Хоккайдо»
3 сентября 2022 г. в Культурном центре «Сибирь-Хоккайдо» по адресу г. Новосибирск, ул. Шевченко, д. 28/1 с 12:00 до 18:00 пройдет День открытых дверей. В рамках мероприятия: мастер классы по каллиграфии, k-pop танцам, оригами, корейскому и японским языкам и единоборствам.

С 17:00 до 18:00 нашим клубом «Кенсинкан» будет проведен мастер–класс по Иайдо и Дзедо. Сначала мы продемонстрируем показательное выступление, а затем предложим всем желающим опробовать себя в Иайдо или Дзедо. Мастер–класс замечательная возможность не только посмотреть что представляют из себя на древние японские Будо но и понять хочешь ли ты начать ими заниматься.

Будем рады видеть вас среди участников мастер – класса.

Полная программа мероприятий:
12:00-17:00
Экскурсионная программа каждый час
12:00-14:00
Мастер-класс по чони чопки
Примерка кимоно
Мастер-класс по корейской каллиграфии
Класс японского языка
Мастер-классы по каратэ и айкидо
14:00-15:30
Мастер-класс по к-поп танцам от ICom Dance Studio
15:00-17:00
Мастер-класс по оригами
Примерка ханбока
Класс корейского языка
Мастер-класс по японской каллиграфии
Мастер-класс по кэндо
17:00-18:00
Мастер-класс по иайдо и дзёдо


А также на празднике вы сможете приобрести вкуснейшие онигири и присмотреть для себя аниме-товары.
Почему IT-шникам и инженерам полезны тренировки и занятия Японскими видами искусств
В период когда перед нашей страной остро стоит вопрос импортозамещения продуктов, технологий и информационных решений самых разных секторов экономики, нагрузка на людей работающих в инновационных сферах постоянно увеличивается. Двигательная активность снижается, возрастает уровень психологического напряжения, все это ведет к снижению профессиональной продуктивности сотрудников инновационных отраслей. Выходит, что как раз в тот период когда страна наиболее остро нуждается в прорывном развитии инноваций работники этих сфер «выгорают» и не могут эффективно работать.

Сибирской федерацией Иайдо и Дзедо в июне 2022 г. было проведено собственное исследование, в котором приняло участие 67 IT-специалистов г. Новосибирска. Средний возраст участников 32 года.

По результатам опроса 37% респондентов отметили что стали больше работать в последние 6 месяцев. При этом 60% испытывают психологическое напряжение, а 34% опрошенных стали хуже спать.

На ощущение напряжения и боли шеи и плечах пожаловались 59%, на головные боли 48% ITшников. Отеки в ногах и теле отмечают 13%, а одышку заметили у себя 12% опрошенных.

Ознакомиться со всеми данными исследования можно в нашей группе в «Вконтакте» по ссылке.

Работа в IT индустрии и инновационных отраслях малоподвижная и требует длительного мыслительного напряжения.

Как следствие из - за долгого сидения за компьютером в одной позе начинает болеть спина в плечевом поясе. Спазмированные мышцы плечей и шеи помимо самих болезненных ощущений, которые способны вымотать человека и значительно снизить его работоспособность, также вызывают головные боли. Напряженные мышцы пережимают кровеносные сосуды и нервные волокна.

Многие IT-специалисты страдают так же таким заболеванием как “Туннельный синдром” который развивается из-за мышечных зажимов в верхних конечностях. Когда кисти рук находятся длительное время в одном положении, одни мышцы перенапрягаются, а другие — напрягаются недостаточно. В результате перенапряжённые мышцы зажимают нервные волокна. Зажатый нерв плохо проводит нервные импульсы, вызывает чувство боли.

Долгое сидение влияет и на сердечно-сосудистую систему. Сердце — это мышца, которая гоняет кровь по организму. Как и другие мышцы тела, без тренировки сердце слабеет. Когда мы долго сидим, кровь движется медленнее, сердце работает спокойно и размеренно. Как только мы начинаем двигаться, нагрузка возрастает — сердце бьётся интенсивнее. Чем реже мы нагружаем сердце, тем оно слабее: тем меньше приспособлено к интенсивным и средним нагрузкам.

IT-специальность очень требовательна к качеству - не там поставил запятую – программа не работает так как надо последствия могут быть самыми разными. Повышенный контроль к каждому напечатанному знаку и ответственность каждый день ведут к тому, что специалист не может расслабиться даже дома вечером, когда уже пора отдыхать. Он продолжает переживать о сделанном даже отправляясь спать, что чревато бессонницей. Хронический стресс снижает качество жизни, повышает уровень тревоги и провоцирует мышечные зажимы.

В Японкой культуре считается что наиболее счастливым, эмоционально уравновешенным, спокойным и эффективным в профессиональной деятельности может быть только личность всестороннее развитая. В кодексе самураев Бусидо говорится о том, что что бы прийти к гармонии с Миром и стать настоящим воином нужно прийти в гармонию с самим собой. Там же приводится информация о том, что занятия традиционными видами искусств (каллиграфия, чайная церемония, оригами), в процессе которых человек из раза в раз повторяет и оттачивает до совершенства свои движения, способствуют достижению эмоционального спокойствия. Так же как каллиграфия, и другие искусства, занятия Иайдо в большей степени сводятся к повторению «Ката» так называемых «Форм» - последовательностей движений вынимания меча, нанесения удара (одного или нескольких), ритуального «стряхивания крови» с лезвия и вкладывания меча в ножны. Таким образом Иайдо это вид динамической медитации. По-настоящему добиться успеха в владении мечом можно лишь отточив до совершенства технику выполнения ката и придя в гармонию с сами собой – достичь состояние спокойствия. И то и другое положительно сказывается на организм и работоспособность сотрудников инновационных сфер экономики и то и другое достигается тренировками и занятиями Японскими видами искусств.

В культурном центре «Сибирь-Хоккайдо», сайт центра www.sibirhokkaido.ru , каждый желающий может прийти на мастер-класс по чайной церемонии, каллиграфии и др. А так же на пробное занятие Иайдо, сайт Сибирской федерации Иайдо и Дзедо http://www.kendosib.ru/. И по результатам принять для себя решение о дальнейших занятиях в том или ином этом направлении.

Гончарова Надежда.
Итоговое выступление Новосибирской делегации Иайдо и Дзедо в рамках образовательного форума Таврида 2022
В заезде «В движении» молодежного форума Таврида 2022, который прошел с 28 июня по 4 июля в Крыму, принимало участие три направления: «Боевые искусства», направление «Современного танца» и «Экологическое». Таврида ставила своей целью обмен опытом и создание коллаборационных проектов разных направлений форума. Одним из таких проектов стало итоговое шоу - выступление перед жителями Крыма на концертной сцене пляжа «Ракета» г. Судак

Тематикой шоу были экологические проблемы современности. Направление «Современного танца» представило публике постановки символизирующие различные экологические катастрофы имеющие место в современном мире. Музыкальный фон постановок сопровождался звуковым рядом рассказчика повествующего о том, как неразумное отношение к природе пагубно на нее влияет, записанный совместно с «Экологическим» направлением форума.

Завершили шоу – программу наплавление «Боевые искусства», которые символизировали силы природы: землю, огонь и воду. В данной части шоу наш клуб символизировал огонь. Мы постарались с помощью нашего выступления передать силу, экспрессию и мощь огненной стихии.

Опыт создания такого шоу был очень ценен и полезен для нас, а так же позволил повзаимодействовать с разными людьми с которыми в одних моментах мы различаемся а в других у нас есть много общего. Это был уникальный опыт за который мы благодарны организаторам Тавриды

Представители нашего клуба Иайдо и Дзедо - «Кенсинкан» приняли участие в круглом столе об итогах участия в форуме «Таврида 2022»
18го июля в Центре туризма и побратимских связей «Сибирь – Хоккайдо» прошел круглый стол по теме «Подведение итогов выступления делегации Новосибирской области на молодежном фестивале «Таврида 2022».

Круглый стол начался с вступительного слова руководителя нашего клуба – Федорич Игоря Багдановича, который являлся руководителем Новосибирской делегации форума. Игорь Багданович рассказал о том каких результатов удалось добиться в рамках форума, как продемонстрировала себя Новосибирская делегация и о перспективах дальнейшего участия в направлении боевых искусств форума «Таврида».

Затем с приветственным словом выступил Сосновский Виктор Леонидович – заместитель директора ГАУ НСО «Региональный центр спортивной подготовки сборных команд и спортивного резерва», который подчеркнул важность того факта что впервые презентация Японских боевых искусств Иайдо и Дзедо на федеральном уровне, в рамках форума «Таврида», была проведена именно представителями Новосибирской федерации Иайдо и Дзедо.

Директор Центра туризма и побратимских связей «Сибирь – Хоккайдо» - Державец Владимир Ефимович поблагодарил за возможность представить от лица Центра «Сибирь – Хоккайдо» такие направления искусства как каллиграфия и чайная церемония, которые в рамках форума «Таврида» вела Методист центра – Берлизова Татьяна Ильинична. А так же высказал предложение о дальнейшем совместном проведении мероприятий и участия в подобного рода форумах.

В своем приветственном слове Суховей Сергей Алексеевич – чемпион Мира, Европы и России по Ушу обозначил те направления тренировок, которые он придумал в качестве новых векторов развития, с помощью участия на молодежном форуме «Таврида».

В рамках круглого стола было принято решение о дальнейших совместных коллаборациях боевых искусств и традиционных направлений Японский культуры. А участие в грантовых конкурсах обозначено как приоритетное направление развития.

Делегаты форума «Таврида», выступающие в качестве экспертов, были награждены почетными грамотами от «Регионального центра спортивной подготовки сборных команд и спортивного резерва», а участники форума – грамотами от Центра туризма и побратимских связей «Сибирь – Хоккаидо».

Благодарим организаторов круглого стола за возможность участия и надеемся на дальнейшую совместную работу.
Видио – интервью экспертов молодежного форума «Таврида 2022» от Новосибирской делегации
Представляем вашему вниманию видео – интервью экспертов нашей Новосибирской делегации форума «Таврида 2022», в рамках направления боевых искусств, снятые Национальным советом Айкидо России.


Направления Иайдо и Дзедо.

Федорич Игорь Багданович – руководитель Сибирской федерации Иайдо и Дзедо, 5-й дан Иайдо, 6-й дан Дзедо


Направления Чайная церемония и Каллиграфия.

Берлизова Татьяна Ильинична – методист Центра туризма и побратимских связей «Сибирь – Хоккайдо».

Наш клуб «Кенcинкан» представил Иайдо и Дзедо как вид боевого искусства на всероссийском молодежном форуме «Таврида» 2022.
С 28 июня по 4 июля 2022 г. близ города Судак, бухта Капсель, Крым, прошел заезд «В движении» Всероссийского молодежного форума «Таврида» где нашим клубом впервые были представленны Иайдо и Дзедо как виды Японского боевого искусства.

Образовательный форум «Таврида» проводится ежегодно с 2014 года и является главной площадкой страны для реализации творческой молодежи.



В этом году на форуме впервые было заявлено направление боевых искусств, в рамках которого нашей делегацией во главе с Федоричем Игорем Багдановичем было представлено сразу два направления: Иайдо и Дзедо. По мимо наших направлений на заезде были представленны: айкидо и ушу, а Татьяна Берлизова, методист центра «Сибирь-Хоккайдо», вела занятия по чайной церемонии и каллиграфии.
Главной целью нашего участия в форуме было - заявить широкой публике о существовании традиционных Японских боевых искусств и в какой-то степени донести основы и философию данных будо до молодежи.

На протяжении всего заезда нами проводилось по 4 тренировки в день (2 по Иайдо и 2 по дзедо) для участников форума. В тренировках приняло участие свыше 80 человек, среди которых были не только делегаты направления боевых искусств, но и представители танцевального и экологического направлений заезда. Одну из тренировок посетил Сергей Кириенко – первый заместитель Руководителя Администрации Президента.

Многочисленные репортажи, в том числе на федеральном канале, интервью и фото - съемки поспособствовали достижению цели нашего участия в «Тавриде».

Благодарим администрацию форума «Таврида» и Алексея Дьякова, Президента Общества «Анъюкай» за возможность участия в таком масштабном мероприятии. Будем рады дальнейшему сотрудничеству.
В прошедшие выходные с 11 по 12 июня Сибирская федерация Кендо, Иайдо, Дзедо провела семинар по Иайдо и Дзедо.

В рамках первого дня семинара 11 июня с 10:00 до 16:00, в МКЦ "Сибирь-Хоккайдо" расположенного по адресу г. Новосибирск, ул. Шевченко 28/1, прошла тренировка по Дзедо.

Второй день семинара начался с аттестации на 1й и 4 кю по Дзедо. В аттестации приняло участие 3 человека. Все аттестующиеся успешно прошли экзамен. После аттестации участники семинара продолжили тренировку работая в парах и знакомясь с техникой Иайдо - Тачи Учи но курай. Семинар продлился с 10:00 до 16:00 часов.



В семинаре приняло участие 28 человек из разных городов страны: Екатеринбург, Москва, Лысьва, Новокузнецк и Новосибирск.

За организацию семинара благодарим организационный комитет: Федорич И.Б., Гончарову Н.В., Соколову О.В., Басалаева А.В., Гончарова Е.И.

Отдельное спасибо всем участникам.

До новых встреч!
Организационный комитет
Семинар по Иайдо
26 - 27 марта 2022 года
26 - 27 марта 2022 года,
в Новосибирске пройдёт семинар по Иайдо.
Место проведения: Центр «Сибирь-Хоккайдо,
г. Новосибирск, ул. Шевченко 28/1 (м. Октябрьская).
Расписание семинара:
26 марта (суббота) 10:00 - 16:00 тренировка
27 марта (воскресенье) 14:00 - 18:00 тренировка
Семинар по Дзёдо
6 - 7 марта 2021 года
6 - 7 марта 2021 года,
в Новосибирске пройдёт семинар по Дзёдо.
Место проведения: Центр «Сибирь-Хоккайдо,
г. Новосибирск, ул. Шевченко 28/1 (м. Октябрьская).
Расписание семинара:
6 марта (суббота) 10:30 - 16:00 тренировка
7 марта (воскресенье) 10:30 - 16:00 тренировка
Прошел долгожданный семинар по Иайдо в Новосибирске.
В рамках семинара впервые провели прямой телемост с Саппоро. Японские сэнсэи во главе с Фуруно-сэнсэем тренировались вместе с нами, давали ценные замечания. Необычно, очень интересно, в целом получилось здорово. Самое главное, что даже в этот сложный период можно тренироваться вот так вот, вместе! Можно хотя бы так увидеться и пообщаться. Надеемся, что получится так же провести семинар по Дзёдо и увидется с сэнсэями! Очень ждём ответа от сенсея!

Спасибо всем участникам семинара
и нашим друзьям из Томска!
Отдельное спасибо Ирина Шкурина за перевод!
И, конечно, спасибо за помощь в проведении данного семинара МКЦ "Сибирь-Хоккайдо"
  シベリア北海道文化センター
Особая благодарность за поддержку идеи и проведение семинара Фуруно-сэнсэю 古野耕一 !!

Семинар по иайдо
переносится
на май 2020 года
май 2020 года,
в Новосибирске пройдёт семинар по иайдо.
Место проведения: Центр «Сибирь-Хоккайдо,
г. Новосибирск, ул. Шевченко 28/1 (м. Октябрьская).

ВНИМАНИЕ!
В связи со сложной обстановкой семинар перенесён на начало мая, следите за новостями.
Семинар по Дзёдо
21 - 22 марта 2020 года
21 - 22 марта 2020 года,
в Новосибирске пройдёт семинар по Дзёдо.
Место проведения: Центр «Сибирь-Хоккайдо,
г. Новосибирск, ул. Шевченко 28/1 (м. Октябрьская).
Расписание семинара:
21 марта (суббота) 10:30 - 17:00 тренировка
22 марта (воскресенье) 10:30 - 17:00 тренировка
Семинар по Дзёдо
14 - 15 декабря 2019 года
14 - 15 декабря 2019 года,
в Новосибирске пройдёт семинар по Дзёдо.
Место проведения: Центр «Сибирь-Хоккайдо,
г. Новосибирск, ул. Шевченко 28/1 (м. Октябрьская).
Расписание семинара:
14 декабря (суббота) 10:00 - 16:00 тренировка
15 декабря (воскресенье) 10:00 - 16:00 тренировка
Семинар по Иайдо
23 - 24 ноября 2019 года
23 - 24 ноября 2019 года,
в Новосибирске пройдёт семинар по Иайдо.
Место проведения: Центр «Сибирь-Хоккайдо,
г. Новосибирск, ул. Шевченко 28/1 (м. Октябрьская).
Расписание семинара:
23 ноября (суббота) 10:00 - 16:00 тренировка
24 ноября (воскресенье) 10:00 - 16:00 тренировка
Приглашаем всех желающих посетить семинар по парной работе с мечом!
8-9 июня, Сибирь-Хоккайдо
Кэндзюцу. Тачи-учи-но-курай. Тамэсигири.
Техники, которые дают понимание реального противника и понимание дистанции при выполнении любых ката в дальнейшем.
В дополнение - разрезание бумаги и тубусов для понимания механики реза.


Расписание:
8 суббота с 10:00 до 16:00
9 воскресенье с 10:00 до 16:00

Место проведения:
Центр "Сибирь-Хоккайдо",
г. Новосибирск, ул. Шевченко 28/1 (м. Октябрьская).

Будем рады всем желающим!
Друзья, присоединяйтесь!)
Подводим итоги нашей поездки на Чемпионаты России по Иайдо и Дзёдо
Иайдо

Командное первенство:
1 место — Новосибирск-1
(Алексей Терентьев , Николай Мордвин , Наташа Лыхина )

Индивидуальное первеснтво:
2 даны 1 место Наташа Лыхина
3 даны 2 место Алексей Терентьев
4 даны 1 место Николай Мордвин

Дзёдо

Командное первенство:
1 место — Новосибирск-1
(Алексей Терентьев , Николай Мордвин , Татьяна Шадрина)

Индивидуальное первеснтво:
Кю-кап 2 место Егор Гончаров
1 даны 3 место Александр Захаров
2 даны 3 место Татьяна Шадрина
3 даны 1 место Алексей Терентьев
2 место Николай Мордвин
Итого
5 золотых, 3 серебряных, 2 бронзовых
Теперь будем разбираться, почему не все золотые... ?!
Переведено официальное издание
ZNKR по дзёдо
Уважаемые друзья,
при поддержке Ясумару сенсея,
силами переводчиков МКЦ "Сибирь-Хоккайдо",
было переведено официальное издание ZNKR по дзе-до.

1 октября книга выходит из печати.
По поводу приобретения просим обращаться по  kendosib@ngs.ru
Стоимость экземпляра 500 руб.

Ссылка на оглавление

истории
Что произошло?


Не так давно у нас прошло собрание клуба “Кеншинкан”!
На собрании обсудили много интересного, и теперь выкладываем краткий отчет по собранию:


1. Единогласно было принято решение раз в месяц проводить занятия по углублению в японскую культуру и расширению нашего кругозора в мире боевых искусств. Совсем скоро на нашем сайте появится примерное расписание этих занятий

2. Напоминания о датах внесения взносов в федерации и клуб “Кеншинкан” также будут написаны на сайте в новостном разделе.

3. Все предложения по развитию и популяризации Иайдо и Дзёдо можете оставлять в сообщениях в наших группах в соц. сетях. либо в основную группу в вотсапе.

4. На тренировках работать над дисциплиной и стараться не опаздывать. Не разговаривать и не стоять без дела. Напоминаем, что по воскресеньям у нас есть дополнительные тренировки по Иайдо с 15:30 до 17:00, где можно заниматься самостоятельно.

5. Для распространения информации о занятиях по Иайдо и Дзёдо мы участвуем в различных мероприятиях с показательными выступлениями. Любая помощь приветствуется!

6. Наш клуб “Кеншинкан” имеет в социальных сетях “вконтакте” “фейсбуке” группы, а также блог в “инстаграм”, где мы выкладываем актуальные новости и статьи.

7. Мы изготовим плакаты и сделаем рассылку о нашем клубе Иайдо и Дзёдо. Плакаты можно развесить на вашей работе, обращайтесь. Либо сделать рассылку по почте.
Летний семинар
по Дзёдо
4 - 5 августа 2018 года состоится летний семинар по дзёдо.
Место проведения: Центр «Сибирь-Хоккайдо,
г. Новосибирск, ул. Шевченко 28/1 (м. Октябрьская).
Расписание семинара:
4 августа (суббота) 10:30 - 16:30 тренировка
5 августа (воскресенье) 10:30 - 16:30 тренировка
Молодёжная делегация
Хоккайдо кэндо рэнмэй
Дорогие друзья, рады сообщить, что 17 по 23 июня Молодежная делегация Хоккайдо кэндо рэнмэй посетила город Новосибирск. Данное событие было приурочено ко дню города Новосибирска и Чемпионату Сибири по Иайдо. Для японской делигации была проведена обширная программа включающая в себя обзорные экскурсии по городу, мастер классы по русской кухне, посещение музеев и оперного театра, а так же тренировки по Иайдо и соревнования в рамках 4 Чемпионата Сибири по Иайдо.

(фотографии)
cтатьи
Полезные статьи и заметки
Краткая история дзёдо Всеяпонской ассоциации кэндо
(из книги «THE LITTLE BOOK OF JODO»)
История дзёдо Дзэн Нихон Кэндо Рэнмэй (Всеяпонская ассоциация кэндо), по существу является историей Синдо Мусо-рю. В отличие от иайдо ДНКР, или искусство выхватывания меча, разработанное на основе нескольких стилей (в основном Мусо Дзикидэн рю Эйсин рю и Мусо Синдэн рю), дзёдо ДНКР почти полностью происходит из практики школы Синдо Мусо рю, возглавлявшаяся Симидзу Такадзи (1876 – 1978).

Ниже приведённая история по большей части основывается на статье Мацуи Кэндзи «История Синдо Мусо-рю», и немного с дополнительной информацией из других англоязычных источников, перечисленных библиографии. Читатели, знакомые с дзёдо, найдут много спорного здесь, в перечисленных первоисточниках, и в массовой прессе, поскольку существует столько же мнений об искусстве, сколько существует основных направлений практики. Мы просим обдумать комментарии на бумаге, и приглашаем к новым исследовательским инициативам.

Мусо Гонносукэ и происхождение Синдо Мусо рю дзёдо.

Как и о многих исторических личностях, мало что известно о жизни Мусо Гонносукэ. Рассказывают, что его полное имя было Мусо Гонносукэ Кацукити, и что в начале своей жизни, он был известен как Хирано Гонбэй. Утверждается, что он имел мэнкё (лицензия полной передачи) по школам Катори Синто рю и Касима Син-рю (в некоторых источниках, Касима Дзикисинкагэ рю). В эпоху Кайтё (1596 – 1614) он повстречался в Эдо или Акаси, с Миямото Мусаси. То, что произошло на этой дуэли, отличается между источниками Синдо Мусо рю и записями других школ. По версии Синдо Мусо рю, Мусаси остановил Мусо с помощью дзюдзи домэ, или крестообразного блока. Однако, согласно другим источникам, предполагается, что Мусаси почти некогда (или совсем некогда) не использовал в дуэлях два меча, и что он дрался с Мусо с помощью небольшой палки или лука из ивы, который он вырезал. В некоторых источниках говорится, что Мусо использовал бо (шест длинной 180 см.), в других, что длинный бокуто (деревянный тренировочный меч). Несмотря на это, Мусо был побеждён, и это поражение сыграло решающую роль в создании дзёдо.

Уэйн Муромото описывает их встречу, основываясь на Кайдзё Моногатари (1629). Мусаси дрался на дуэли с Мусо, который был воином ростом 180 см., носил два слоя верхней одежды и хаори с гербом хиномаки (восходящее солнце). На одном лацкане было написано «Хэйхо тэнка ити», а на другом, «Нихон кайдзан Мусо Гонносукэ» (лучший мастер воинских искусств на земле). Мусо сопровождало шесть учеников, и он довольно грубо бросил вызов Мусаси, который пытался отклонить вызов. Но Мусо настаивал и, вынув из сумки бокуто длинной 120 см., неожиданно атаковав Мусаси. Мусаси защитился и прогнал Мусо через всё помещение, а затем ударил его между глаз.

«Хонтё Бугэй Сёдэн» ("Краткая передача [сведений] о воинских искусствах родины" соглашается с этой историей, а также цитируется в «Нитэн Ки» («Хроника двух небес). Это как, казалось бы, является концом истории, но современные читатели часто любят упоминать матч-реванш, в котором Мусо встретился с Мусаси и победил его с помощью дзё. Ни в каких историях о Мусаси, нет упоминания об этом единственном поражении, и только в более позднем источнике, свитке храма Цукуба в префектуре Ибараги, упоминается этот матч-реванш, который не подтверждается и является сомнительным.

После этого поражения, Мусо продолжил странствовать и, в конце концов, остановился на горе Хомэн в Тикудзэн (современная Фукуока), где он пробыл в течение 37 дней, увидев в конце видение, в котором ему было сказано «маруки во моттэ, суйгэцу во сирэ», или «возьми круглую палку, познай суйгэцу» (суйгэцу, буквально означает солнечное сплетение, здесь, скорей всего, оно означает познать центр (хара), боевую дистанцию и самого себя). Благодаря этому уроку, Мусо разработал техники с короткой палкой, или дзё. Муромото утверждает, что первоначально их было пять, «хидэн гё-и», остальные техники были добавлены позже.

В 1601 году Курода Нагамаса получил жалование в 520 000 коку и контроль над префектурой Тикудзэн. Мусо поступил на службу к нему и прослужил в провинции до конца жизни. Паскаль Кригер утверждает, что Мусо вручил мэнкё (лицензия о полной передачи знаний, и разрешающая преподавать) десяти ученикам, но Мацуи не смог найти дэнсё, датируемое ранее, чем 1700 год, т.е. до Хигути Хинъэмона, четвертого главы школы. Нет также ни каких записей в архиве Курода о службе Мусо, его дате рождения или смерти, или его социальном положении. Только одна вещь действительно подтверждает присутствие Мусо в клане. Это запись в храме Цукуба на горе Цукуба, в которой говорится, что Мусо Гонносукэ пожертвовал о-дати (большой меч).

Линия передачи Синдо Мусо рю.

Есть еще несколько искусств владения другими видами оружия, связанные с современным Синдо Мусо-рю. К ним относятся Иккаку-рю дзюттэдзюцу (владение металлической дубинкой), Иттацу-рю ходзёдзюцу (искусство владения верёвкой), Синто-рю кэндзюцу (искусство владения мечом), Иссин-рю кусаригама (искусство владения цепью с серпом) и Утида-рю тандзёдзюцу (искусство владения половинным дзё).

Уэйн Муромото утверждает, что Иттацу-рю и Иккаку-рю были введены третьим главой школы, Мацудзаки Кинъэмон. Мацуи не упоминает об этом, но эти два искусства, безусловно, имеют давнюю связь с Мусо-рю.

Мацуи отмечает, что к середине 1700-х годов, Иккаку торитэ (искусство захватов) изучали в «новой» Мусо-рю и Тэнъами-рю. Искусство связывание верёвкой Иттацу-рю изучали в «новой» Мусо-рю, а владение верёвкой по школе Иккаку-рю в Тэнъами-рю. Это смешивание Иккаку-рю между двумя школами дзё снова приводит выводам, что существовали пресечения в обучении между «школами», или рю. Это не удивительно, если учесть, что они все преподавались в одном клане (хан), в той же самой среде учеников.

Хирано Китидзо (умер в1871 году) заменил Мацумото Бидзэн-но ками на Иидзаса Ямасиро-но ками, в качестве отправной точки в истории рю. Хирано так же разработал Синто-рю кэндзюцу в Мусо-рю, введя восемь ката с тати и четыре с кодати.

Сираиси Хандзиро (1842 – 1227) ввёл в учебную программу Иссин-рю кусаригама. Кроме этого, он перенял у Утида Рёгоро искусство владения тростью, или Суттэкидзюцу, которое было разработано примерно около 1900 года, когда японские господа стали перенимать западный стиль жизни, прогуливаясь с тростью и в шляпе-котелке. Последнее искусство, теперь обычно называют тандзёдзюцу.

Современная эпоха Синдо Мусо рю и создание ДНКР дзёдо.

После реставрации Мэйдзи в 1868 году, Хирано Сабуро Ёсинари (линия Харуёси) и Ёсимура Хандзиро Ёсинобу (линия Дзигё) начали совместно обучать учеников. Сираиси Хандзиро (1842 – 1927г.г.) посещал эти занятия и, в конце концом, стал одним из шести человек, которым были вручены единые дэнсё. Первоначально Сираиси был учеником Хирано Китидзо и Сада Тэйсукэ, из линии Харуёси. Позднее он получил мокуроку от Окума Синпати, линии Дзигё. До получения единого дэнсё, он обучался у Ёсимура Хандзиро.

За пределами Японии часто встречается мнение, что различные рю, и даже ответвления этих рю, это разные и замкнутые общества, и многие утверждают, что их следует изучать только у одного учителя. Тем не менее, дангё Курода-хан представляет собой объединение нескольких рю, и это не мешало Хатаэ Кюхэй в восстановлении двух «ха», или ветвей, Мусо рю. Точно так же с Сираиси Хандзиро, у которого было четыре учителя из двух ветвей. Поэтому появление замкнутости, по большей части, обязано ученикам (коренным и иностранным), которые не имеют возможности учиться у других учителей, чем из-за выбора.

Из-за того, что старые направления потеряли интерес, а новые еще не были разработаны, эпоха Мэйдзи (1868 – 1912) представляет собой узкое место в истории боевых искусств Японии. Сираиси был единственным старшим инструктором объединённой традиции Синдо Мусо-рю, и в результате этого, его методы установили стандарт для последующих инструкции Синдо Мусо-рю.

Додзё Сираиси, в Хаката, было установлено к стене постоялого двора, и имело размеры 3,7 м. * 9,1 м. и одну открытую сторону. Сираиси учил с веранды своего дома, который был напротив этой стены. У него было много учеников, но самыми авторитетными из них были Такаяма Кироку, Симидзу Такадзи и Отофудзи Итидзо.

В ранний период Сёва (1926 – 1945), Япония стала ультранационалистической страной, с большими имперскими амбициями. Потому как, предполагалось, что обучение боевым искусствам сделает молодых людей более устойчивыми к льстивым речам социалистов и более подготовленными к службе в армии и, если необходимо, умереть во время войны, японское правительство стало активно покровительствовать традиционным школам будо и будзюцу. В результате этого, дзёдо процветало в течение этого периода.

Такаяма Кироку открыл додзё в 1929 году, которое было названо Фукуока додзё. Такаяма был назначен сиханом (наставником), а Симидзу фуку-сиханом (помощником наставника). Было ещё пять обладателей мэнкё в этой группе.

В 1930 году Симидзу переехал в Токио, и когда Такаяма умер в 1938 году, Отофудзи Итидзо взял на себя Фукуока додзё. Он продолжал преподавать в Фукуоке до самой смерти в 1990 году, и вручил мэнкё нескольким сегодняшним лучшим учителям дзёдо.

Симидзу Такадзи родился в 1896 году. В 1913 году, в возрасте 17 лет, он начал учится владению дзё у Сираиси Хандзиро. В 1918 году, в возрасте 23 лет, он получил мокуроку (свиток передачи), а два года спустя свидетельство мэнкё. В 1927 году, благодаря знакомству с известным наставником Накаяма Хакудо, Симидзу продемонстрировал технику дзё для полиции Токио. В 1930 году он переехал в Токио и начал преподавать в Мумон додзё (ранее был боксёрский зал Тэйкан). В 1931 году он начал преподавать дзё в Кодокан додзё Дзигоро Кано, а так же в морской разведке (адмирал Такэсита Исаму был опытным практиком фехтования и айкибудо, а так же главой морской разведки) и в Главном управлении полиции Токио. В 1933 году был создан специальный отдел полиции, в обучение которого было включено дзё, и именно здесь Симидзу начал многолетнее сотрудничество с лучшими инструкторами кэндо в Токио.

В 1939 Симидзу отправился в Маньчжурию, чтобы обучать дзё и, по утверждению Мацуи, в итоге он обучил владению дзё 1 500 000 людей. Эта цифра, безусловно, включает в себя всех учеников его учеников.

В 1940 году, скорей всего, в честь 2600-летия легендарного создания японской империи, Симидзу изменил название дзёдзюцу на дзёдо и создал Дай Нихон Дзёдокай (Ассоциация дзёдо Великой Японии).

После Второй мировой войны в Японии была проведена чистка ультранационалистических и милитаристических организации и кэндо, и дзюдо были на некоторое время не обязательными предметами в государственных школах. Кроме того, лицензирующий орган, известный как Бутокукай, был расформирован. В результате этого, многие учителя боевых искусств оказались безработными. Преподавателей дзёдо это меньше коснулось, чем других, даже при союзном оккупационном правительстве, японская полиция продолжала обучение в кэндо, дзёдо и кэйдзё (полицейская палка). В 1948 году, обучение кэйдзё было прервано на короткое время, когда департамент полиции Нью-Йорка обеспечил японскую полицию в обучении в использовании резиновой дубинки, но вскоре оно было возобновлено1.

В 1954 году Бутокукай был вновь открыт в Киото, под одобрительное приветствие японских правых политиков, которые всё ещё верили, что обучение боевым искусствам является хорошим способом в развитии ультранационализма в молодёжи. В 1955 году была создана Нихон Дзёдо Рэнмэй (Ассоциации дзёдо Японии), а в 1956 году была переименована в Дзэн Нихон Дзёдо Рэнмэй (Всеяпонскую ассоциацию дзёдо).

В 1965 году на подаренной земле был построен Рэнбукан Додзё, просуществовавший до 1978 года, когда он был закрыт.

Сэйтэй дзёдо ДНКР

В 1964 году Отофудзи Итидзо посетил Симидзу в Токио и обсудил предложение Симидзу о создании обучающей последовательности сэйтэй дзё для ДНКР. Это привело к созданию исследовательского комитета и в 1968 году Симидзу Такадзи и Накадзима Асакити продемонстрировали сэйтэй дзёдо ката перед главой ДНКР. Сэйтэй дзё ката были утверждены и в 1969 году, Симидзу (с тати) и Отофудзи (с дзё) представили их на рассмотрение общественности. На этой демонстрации так же были представлены сэйтэй иай.

Симидзу Такадзи был великим популяризатором дзё, благодаря своему обучению, связи с ДНКР и сотрудничеству с Ёсиока Эйдзи, знаменитого своей серией газетных статей и роману о Миямото Мусаси перед Второй мировой войной, в которых он способствовал формированию образа Мусо Гонносукэ2. Он умер в 1978 году.

Главы школы и количество линий передач.

Говорят, что Симидзу Такадзи был 25-м главой школы Синдо Мусо-рю, а Сираиси Хандзиро являлся 24-м. Эти подсчёты сделаны путём объединения учителей линии Харуёси и Дзигё, чего нельзя получить, следя только по одной линии передачи. На сегодняшний день, похоже, что как такового главы школы нет, но есть несколько мэнкё кайдэн, и, конечно же, по системе рангов в ДНКР имеется много учителей с 8-м даном. Когда школа небольшая, легко определить руководящего наставника, но когда обучение прошли многие ученики, как сегодня, ситуация может рассматриваться аналогично расцвету дангё, с несколькими линиями направлениями передачи знаний и линии передачи знаний одного и тоже же искусства с небольшими отличиями.

Изменения в дзёдо на протяжении всей его истории.

Трудно определить, какие изменения были внесены в искусство с момента основания его Мусо до периода Мэйдзи, но можно с уверенностью сказать, что дополнения были в области первых пяти техник, при условии, что они были разработаны Мусо. Несомненно, были и изменения в стиле и учебном плане, связанные с расколом на три линии передачи знаний, и, конечно же, после объединения линий в эпоху Мэйдзи. Две ката Ран-ай были разработаны в период Бакумацу (1850-67), и довольно поэтическое развитие возможно, если вы примете во внимание «хаос» того периода и «единство с хаосом» подразумевающееся в Ран-ай.

Мацуи упоминает некоторые изменения, сделанные Такаяма Кироку, для популяризации дзё, и осуществлённые Симидзу Такадзи (Мацуи утверждает, что Отофудзи Итидзо в конце концов вернулся к старым формам).

Симидзу Такадзи сделал изучение дзё легче в больших группах, введя в школе двенадцать кихон вадза (основных техник), а так же позднее он ввел набор ката Гохон-но Мидарэ из корю3.

Боевые искусства и их история не стоят на месте и, несомненно, будет дальнейшее развитие в данной области.

Примечания:

  1. Guy H. Power, "Budo in Japanese and U.S. Policies," unpublished M.P.A. thesis, San Jose State University, May 1998, 83-85.
  2. Yoshikawa Eiji. The Musashi Saga, five volumes, translated from the Japanese by Charles S. Terry (New York: Pocket Books, 1989-1990).
  3. Корю буквально означает «старое течение», и относится к традициям до 1868 года. Хотя «старое течение» предполагает, что не было ни каких изменений в традиции, но это не совсем так. Но это не совсем так, это подразумевает, что только глава школы мог внести изменения.
Список использованной литературы:

Krieger, Pascal. Jodo: the Way of the Stick (Geneva: Shang Do Kwan, 1989). ISBN 2-9503214-0-2 Muromoto, Wayne. "Muso Gonnosuke and the Shinto Muso-ryu Jo," Furyu, 1:2 (1994), 14-19. Rogers, John M. "Honcho Bugei Shoden Ch. 5," Monumenta Nipponica, 46:2 (1991), 173-202. Skoss, Diane, editor. "Sword and Spirit Volume 2" (Berkeley Heights, NJ: Koryu Books, 1999). Skoss, Meik. "Shindo Muso Ryu Jodo: An Emic Description," Hoplos 4:4 (1985), 12-17. Matsui, Kenji. "The History of Shindo Muso Ryu Jojutsu," translated by Hunter Armstrong (Kamuela, HI: International Hoplological Society, 1993).
ЛИНИЯ ПЕРЕДАЧИ СИНДО МУСО-РЮ ДЗЁ
Адаптированный перевод брошюры, которая выдается ВЯФК, на семинарах по курсу сэйтэй иайдо для 1-3 данов.
Вашему вниманию предлагается адаптированный перевод брошюры, которая выдается Всеяпонской Федерацией Кендо, на семинарах по курсу сэйтэй иайдо для 1-3 данов. В настоящем переводе опущена часть материалов, не актуальных для России (выдержки из японских законов и др.).

Этикет

Применительно к боевым искусствам («будо») часто говорят: «Все начинается с поклона и заканчивается поклоном». Поклон – это проявление почтения, действие, главный смысл которого заключается в выражении благодарности. На занятиях иайдо большое значение придается как межличностным отношениям  (например, между учителем и учеником, между старшими и младшими учениками), так и  отношению человека к предметам (например, к мечу и  к залу для занятий). Важным при этом является поведение, исполненное чувства уважения.

Воспринимая боевые искусства («будо») как часть японской культуры, необходимо в полной мере понимать смысл, заложенный в таком действии, как поклон. Во время тренировок соблюдать все традиционные правила: выполнять поклон учителю, поклон залу и мечу. Это делается для того, что бы  сохранить хорошие отношения между людьми.

 

Что означает «Иайдо».

 «Иай» означает искусство владения мечом, которое позволяет, почувствовав ярость противника, немедленно отреагировать на  атаку с его стороны и остановить его, молниеносно вынув меч из ножен.

Занимаясь иайдо, человек учится надлежащим образом владеть своим телом и мечом в различных ситуациях, реагировать на атаку противника из положения сидя, из положения стоя и в движении. Кроме того, занимающийся учится правильному поведению, этикету, и потому иайдо – еще и путь совершенствования своего духа.

 

История Иайдо.

Основателем иайдо считается Хаясидзаки Дзюнсукэ Сигэнобу из местности Осю (современная префектура Ямагата). Его многочисленные ученики создали свои школы, и в эпоху Эдо иайдо получило распространение по всей Японии.  Так называемое «Новое время», когда в Японии  были изданы законы, запрещающие ношение меча, было довольно сложным периодом для боевых искусств, однако благодаря усилиям таких людей как Ооэ Масамити и Накаяма Хакудо, иайдо дожило до наших дней.

 

Как следует относиться к занятиям.

Следует с готовностью и без возражений воспринимать то, что говорит учитель (тренер) и старательно выполнять это на практике. Никакая произвольная интерпретация непозволительна. Также важно заниматься ежедневно (хотя бы понемногу), поскольку умение повышается именно за счет непрерывных занятий, пусть и не продолжительных. Кроме того, огромное значение имеет умение наблюдать за другими («митори-гэйко»), за учителем (тренером), за старшими учениками. Заметив что-либо нужное для себя, следует стремиться перенять это. Таким образом, можно лучше увидеть слабые места в собственной технике, а усилия по восполнению этих слабых мест позволят сделать тренировки гораздо более продуктивными.

 

Цель обучения иайдо

Изначально иайдо возникло как техника владения мечом для защиты и нападения. В наши дни занятия иайдо – это, прежде всего воспитание духа, а физическая подготовка отошла на второй план. При этом нельзя забывать, что основу единства кендо и иайдо («кэнъи-иттай») составляет этикет и техника владение мечом. Есть такое понятие – «нингэн-кэйсэй», оно означает «стремление к полному физическому и духовному раскрытию человека». Исходя из общефилософских вопросов, таких, например, как «Каким должен быть человек?», «Какой должна быть человеческая жизнь?», иайдо помогает раскрыть глубину собственной личности.

 

Иайдо в рамках Всеяпонской Федерации Кендо.

История

После окончания второй мировой войны все боевые искусства в Японии были полностью запрещены оккупационными властями. Однако с созданием Всеяпонской федерации кендо в октябре 1952 г., было возрождено кендо, а в 1956 г. и иайдо.

Для того чтобы выработать и утвердить иайдо ката, которые могли бы практиковать и кендоисты, в федерации было созвано заседание специальной комиссии. В 1969 г. ей были определены семь основных ката: «маэ», «усиро», «укэнагаси», «цукаатэ», «кэсагири», «моротэдзуки», «сампогири». Затем в 1980 г. были добавлены еще три:  «ганмэнатэ», «соэтэдзуки», «сихогири», в 1988 г. эти десять основных ката были официально признаны. И, наконец, в 2000 г. комиссией были добавлены еще два ката: «согири», и «нукиути». Таким образом, на сегодняшний день существует 12 основных ката.

Современная ситуация.

В основе занятий Иайдо, которые проводятся Всеяпонской федерацией кендо, лежат элементы техник всех школ корю (древних боевых искусств). Основу «сэйтэй» иайдо составляют 12 ката, представленные в таблице  ниже. Нужно понимать, что они – только вводная часть, не сложная даже для новичков. Главной целью этих занятий является популяризация иайдо. Ни техника, ни духовная практика ими не исчерпываются. Для более глубокого понимания сути иайдо, важно, чтобы занятия не сводились лишь к отработке ката и не становились занятиями лишь для оценки. Необходимо изучать древние стили, составляющие базу иайдо, хотя для этого и требуется длительная подготовка.

12 ОСНОВНЫХ КАТА

1 МАЭ 7 САМПОГИРИ
2 УСИРО 8 ГАНМЭНАТЭ
3 УКЭНАГАСИ 9 СОЭТЭДЗУКИ
4 ЦУКААТЭ 10 СИХОГИРИ
5 КЭСАГИРИ 11 СОГИРИ
6 МОРОТЭДЗУКИ 12 НУКИУТИ

Хранение меча и меры безопасности.

Хранение меча.

Человек, который использует меч (настоящий или тренировочный) для занятий иайдо, должен в полной мере осознавать свою ответственность за его безопасное хранение.

Как правило, люди довольно небрежно относятся к вопросу хранения «могито» - тренировочного меча, забывая, что носить меч по улице нужно в специальном чехле, а хранить меч следует только дома.

Безопасное использование меча.

При покупке меча (настоящего или тренировочного) следует выбирать модель с полным набором необходимых принадлежностей – таких как «цуба», «мэкуги» и т.д., на котором есть пометка производителя: «можно использовать для тренировок по иайдо». Также важно учитывать, насколько меч подходит к параметрам тела по весу, длине и т.д.

При длительном использовании меча, могут возникать поломки из-за некачественной сборки или изнашивания металла, поэтому  следует проводить регулярный осмотр «могито». А после сильного удара о пол или о твердый предмет, нужно разобрать меч, проверить внутреннюю часть и убедиться, что в «хабаки» или «накаго» нет трещин.

О мерах предосторожности

Перед началом тренировки меч следует внимательно осмотреть. Иногда из-за небрежного отношения к проверке происходят  несчастные случаи, поэтому следует всегда соблюдать меры предосторожности, которые описаны ниже.

При обнаружении повреждения или ослабления крепления, в случае необходимости, нужно заменить деталь или произвести ремонт – при этом лучше обратиться к тренеру или в магазин, где был куплен меч.

Кроме того, во время тренировки или соревнования нужно передвигаться, контролируя пространство вокруг себя. При перемещении по залу необходимо быть внимательным по отношению к другим людям, а при перемещении на близком расстоянии от другого человека во избежание опасности нанести ему травму следует взять за привычку предупреждать его вслух.

Правила, которые нужно выполнять:

осмотр меча до и после тренировки

меры предосторожности во время тренировки

  • Осмотр «мэкуги» (искривление, ослабление)
  • Осмотр отверстия ножен
  • Осмотр лезвия (повреждения)
  • Осмотр плетения на рукояти
  • Осмотр ножен (трещины)
  • При ношении меча класть большой палец на «цуба»
  • Во время тренировки соблюдать дистанцию
  • Во время тренировок при перемещении по залу внимательно относиться к окружающим
  • При перемещении на близком расстоянии от других людей – предупреждать их вслух

 

Термины, которые используются в иайдо.

Рассмотрим значение самых важных терминов, которые используются в иайдо, не забывая, однако, что не следует ограничиваться поверхностным пониманием этих слов. Осознание  цели занятий у всех самые различные. Эти понятия воспринимаются разными людьми по-разному в зависимости от склада ума, и не существует единственно правильной трактовки всех этих терминов. Следовательно, нужно стремиться понять истинный смысл этих понятий через личный опыт.

Термин Пояснение
Сая-но-нака
(сая-но-ути)
Обнажив меч, нужно без промедления победить одним ударом. Но обнажение меча – крайняя мера.
Важнее суметь сдержать противника, не обнажая меча. В этом заключается не агрессивная концепция мышления, настроенного на то, чтобы не бороться.
Нукицукэ После обнажения меча, исход определяется в одно мгновение (за доли секунды), поэтому так необходим настрой на поражение противника. Это воплощение иайдо.
Кириороси Так называется последний, решающий удар меча. При его исполнении, нижняя половина тела находится в устойчивом положении, а рез выполняется по широкой амплитуде: над головой кончик меча как будто задевает потолок, а затем меч идет как можно дальше вперед.
Мааи Так называется предполагаемое расстояние, необходимое для того, чтобы верно нанести удар по телу противника.
Дзансин Важно сохранять бдительное состояние даже после того, как противник повержен. «Дзансин» - это состояние постоянного внимания, сохранение до последнего готовности атаковать  противника.
Кигураи В искусстве владения мечом нельзя обойтись без духовной составляющей.
Ки-кэн-тай-но-итти «Ки» – сила духа (энергия) при нанесении удара.
«Кэн» – движение меча.
«Тай» – физическая подготовка.
При полном слиянии этих трех составляющих рождается истинное искусство владения мечом.
Кэнъи-иттай Так называется совмещение кендо и иайдо. Даже если разделять эти понятия, они все равно останутся связанными неразрывно. Каждый по своему они выражают разные аспекты «пути меча».
Танагокоро
(тэ-но-хира)
Ладонь
Тандэн Центр в нижней части живота
Унадзи Затылок (тыльная сторона шеи)
Комэками Виски
Суйгэцу (мидзоути) Солнечное сплетение
Микэн Лоб над переносицей (промежуток между глаз)
Симоноаси В положении «камаэ» нога, которая находится позади (нога, которая находится дальше от «сёмэн» – переднего места)
Каминоаси В положении «камаэ» нога, которая находится впереди (ближе к «сёмэн»)
Хитоэми Положение тела в полоборота, под 90 градусов к противнику (используется в 10 ката)
Иайгоси Положение тела на чуть присогнутых коленях с опущенной поясницей (в состоянии «дзансин»)
Иайхидза Сидячее положение в 4 ката («цукаатэ»)
Саябики Движение, при котором, не отрывая руки от отверстия ножен, мизинец прижимают к оби и тянут кулак назад
Саябанарэ Обнажение меча
Коикути-о-киру Движение, при котором, большим пальцем, лежащим на «цуба», выталкивают «цуба» и тут же вынимают меч

Библиография

(рекомендованная справочная литература)

  • «Иайдо во Всеяпонской федерации кендо (комментарии)» (фонд Всеяпонской федерации кендо)
  • «Правила проведения соревнований по иайдо и правила судейства» (фонд Всеяпонской федерации кендо)
  • «Правила обращения с мечом («иайто») и тренировочным мечом («могито») в иайдо» (фонд Всеяпонской федерации кендо)
  • «Иайдо во Всеяпонской федерации кендо, новое издание» (Сукидзянару)
  • Когава (Огава) «Меч и дзэн» (издательство религиозной общины Нингэндзэн)

Перевод с японского - Санжиева Ю.
Редактор русского перевода - Зименко А.
Выпускающий редактор - Караваев Л.

Сонаэ - военная структура самураев
Составитель: Тамура-сэнсэй
Перевод: Ерахнович Анна, Ковалёва Анна
Правка: Сперанский Гавриил
Сонаэ – основная самостоятельная войсковая единица, формировавшаяся в военное время в период Сэнгоку Дзидай («Эпоха воюющих провинций», 1479-1615гг). Боевая единица, состоящая из отрядов пехотинцев, вооруженных луками, ружьями, копьями, конных отрядов, интендантских отрядов, была способна самостоятельно выполнять боевые задачи.
Случалось так, что сонаэ называли: «сю», «тай», «куми», «сэй», «тэ». Численность колебалась в зависимости от функций, возложенных на тот или иной отряд, финансовых возможностей даймё и прочего, и в целом в сонаэ состояло от 300 до 800 человек.
Сонаэ, которые формировались во время военных столкновений, примерно соответствует современному общевойсковому подразделению, а конкретно полковой боевой группе; как правило, в полковых тактических группах (ПТГр) насчитывалось от 1 000 до 1 500 человек, а в бригадных тактических группах (БрТГр) – от 2 000 до 3 000 человек.
Когда наступил мирный период Эдо (1603—1868гг), весь личный состав сонаэ стал основой феодального дворянства.
Даймё, получавший свыше 10  000 коку, имел возможность содержать, помимо одного сонаэ, и бусидан.
(коку - среднее количество риса, потребляемое одним взрослым человеком в течение года , 1 коку риса приблизительно равен 150 кг, также являлось основной мерой богатства и служило денежным эквивалентом в средневековой Японии).
/бусидан – отряд из боеспособных мужчин, который формировали полководцы из провинциальной знати/
У каждого сонаэ была функция в зависимости от наименования, например: сакидзонаэ (авангард), накадзонаэ (вспомогательные войска), вакидзонаэ (армия, построенная по левую и правую сторону от ставки командующего), хатамотодзонаэ (отряд знаменосцев), хонсиндзонаэ (ставка командующего), сингаридзонаэ (арьергард). Главнокомандующий осуществлял расстановку сонаэ в соответствии с общей боевой стратегией под названием «дзивари».
В начале сражения в бой с противником вступает сакидзонаэ (авангардные части), в зависимости от хода военных действий подключались накадзонаэ. Если войска терпели поражение, то вакидзонаэ занимали оборонительные позиции, а сингаридзонаэ прикрывал основные силы от преследования неприятеля. Исход битвы определялся на начальном этапе сражения, в котором участвовало около 30% от общей боевой мощи войска.
Каждое сонаэ должно было выполнить миссию, возложенную на него, и подчиняться приказам главнокомандующего. Самостоятельные действия, даже если приводили к значительным результатам, строго наказывались.
Род Ии в качестве фудай-даймё передавал из поколения в поколение титул «старейшины» и с давних пор был вассалом Токугава (термин «фудай» обозначал вассалов, которые из поколения в поколение служат одному господину). Из-за того, что доспехи вассалов были полностью красного цвета, их прозвали Ии но акадзонаэ («Красный отряд Ии»).
Во время битвы в сакидзонаэ, шедшем впереди, первые места занимали вассалы даймё из знатных родов, имеющие высокий статус.
Самураи мирного периода Эдо делились на две крупные группы в зависимости от их служебных обязанностей. Это были банката и якуката. Якуката занимались государственными делами или были на государственной службе (должностными лицами), и каждый день были очень заняты. В невоенное время в повседневной жизни воины, ставшие банката, были в состоянии бездеятельного ожидания, и случалось так, что иногда их называли «бездельниками». Они служили в гарнизоне в замке даймё или стражниками, которые охраняли господина, или были непосредственной охраной Токугава, а также служили по сменной системе – один раз в 3-4 дня. Воины банката входили в систему небольших групп, которые назывались куми.
Кавалерия, пехотинцы в звании унтер-офицеров, которые имели право ездить верхом, и простые пехотинцы были собраны в группы в соответствии со своим рангом.
Куми – группа, составленная из 20 человек, являлась самой маленькой единицей отряда, которая совместно управляла земельным наделом в несколько тысяч коку и получала жалование по 100 коку.
Пехотинцам выделялось место для проживания в кумиясики (резиденция для низшего класса самураев, которые потом стали помещиками), а рядовым в нагая (длинный одноэтажный многоквартирный дом).
Одна группа солдат (одно куми) соответствует взводу кавалерии в армии новейшего времени, и становится мобильной ротой общей численностью 80 человек: 60 пехотинцев и 20 кавалеристов, которые в свою очередь выглядели как всадник и обслуживающие его пешие слуги. Рядовые солдаты ежегодно получали жалование от 100 до 200 коку, а кумигасира, который являлся главой группы из числа вассалов даймё, получал свыше 500 коку. В старину кумигасира также называли «самурай дайсё», случалось так, что они могли занимать должность бангасира, которая соответствовала командиру батальона или командиру полка, объединенных из нескольких куми.
Воины, чья семья занимала высокое общественное положение среди вассалов даймё, входили в состав умамавари и были личным отрядом даймё (умамавари - класс вассалов, состоял из воинов, принесших клятву верности непосредственно даймё, которым платили как землями, так и рисом).
Что касается отрядов пехотинцев, то командование осуществлялось вассалами из среднего класса, имеющими звание моногасира (офицер высшего ранга, капитан), которое соответствовало сётайчё (командир взвода).
В старые времена моногасира называли асигаругасира.
Обычно куми из пехотинцев командовал моногасира, но вместо него мог быть и когасира (десятник), который занимался общими делами.
Исходя из того, чем были вооружены пехотинцы в куми - нагаэ яри, луком или ружьем – назывались и их рода войск: нагаэгуми, юмигуми и тэппогуми.
(нагаэ яри - копьё с длинным древком, от 5 до 6метров длиной, типа пики).
Инструктажем и тренировкой особых боевых техник рядовых занимались когасира и косанся (ветеран).
Пехотинцев из числа банката, служивших у даймё, часто призывали для охраны общественного спокойствия в черте города, призамковых территориях и территориях буддийских храмов, в которых находились постоялые дворы. Пехотинцев, которые занимались поимкой преступников, также называли досин (стражник).
Dan Grad
Ранги участников клуба "Кенсинкан"
EKF Nr. Name Iaido Grade Jodo Grade
RU.00015 Fedorich Igor 5 DAN (06/02/2011) 6 DAN (12/01/2018)
RU.00476 Shkurina Irina 5 DAN (11/08/2015)
RU.00056 Zaviyalov Vladimir 4 DAN (10/11/2013)
RU.00349 Mordvin Nikolay 4 DAN (02/02/2017) 3 DAN (04/11/2017)
RU.00160 Mikhaylov Maksim 3 DAN (03/04/2011)
RU.XXXXX Rakhimberdin Askar 3 DAN (17/02/2018)
RU.00486 Petrov Artem 3 DAN (17/02/2019) 3 DAN (05/11/2016)
RU.00626 Terentyev Alexey 3 DAN (17/02/2019) 3 DAN (28/10/2018)
RU.00628 Goncharov Egor 3 DAN (17/02/2019) 1 DAN (13/04/2019)
RU.00610 Shadrina Tatyana 3 DAN (03/11/2019)
RU.00858 Sazonov Maxim 3 DAN (22/04/2020)
RU.00761 Kalinenkov Artem 3 DAN (24/12/2020)
RU.00499 Sycheva Evgeniya 2 DAN (05/11/2016)
RU.00362 Ustinov Denis 2 DAN (05/11/2016)
RU.00633 Valiev Sergei 2 DAN (05/11/2016) 1 DAN (05/11/2016)
RU.00760 Goncharova Nadezhda 2 DAN (17/02/2019)
RU.00859 Lykhina Natalya 2 DAN (17/02/2019) 2 DAN (28/10/2018)
RU.00759 Antipina Tatiana 2 DAN (14/04/2019)
RU.00860 Zakharov Alexander 2 DAN (03/11/2019)
RU.00762 Levantsova Alina 2 DAN (24/12/2020)
RU.00854 Sokolova Olga 2 DAN (24/12/2020)
RU.00360 Danilov Peter 1 DAN (03/04/2011)
RU.00551 Kuznetsova Elena 1 DAN (10/11/2013)
RU.00484 Vazhenin Andrey 1 DAN (06/04/2013)
RU.00757 Nikiforov Konstantin 1 DAN (05/11/2016)
RU.00855 Brednev Sergey 1 DAN (22/06/2018)
RU.xxxxx Erakhnovich Anna 1 DAN (30/10/2021)
RU.xxxxx Kaverzin Sergey 1 DAN (30/10/2021)
полезные ссылки
Ссылки на сайты федераций, клубов и магазинов
www.hokkaido-kendo.com
Федерации Кендо о.Хоккайдо
www.kendo-russia.ru
Русская Федерация Кендо
www.eishinkai.ru
Клуба "Эйсинкай" (Москва)
www.ekf-eu.com
Европейская Федерация Кендо
www.yoshinkan.ru
Cибирская Федерация Ёсинкан айкидо
www.japansteel.ru
Магазин уникальных ножей.