Блог

Анонсы, новости, статьи, впечатления
участников Новосибирского клуба японских боевых искусств «Кенсинкан»
Сибирской федерации Кендо, Иайдо, Дзёдо
новости
Что интересного?
Семинар по иайдо
25 - 26 ноября 2017 года
25 - 26 ноября 2017 года, в Новосибирске будет семинар по иайдо.
Место проведения: Центр «Сибирь-Хоккайдо,
г. Новосибирск, ул. Шевченко 28/1 (м. Октябрьская).
Предварительное расписание:
25 ноября (суббота) 10:00 - 16:00
26 ноября (воскресенье) 10:00 - 16:00
Семинар по дзёдо
23 - 24 сентября 2017 года
23 - 24 сентября 2017 года, в Новосибирске будет семинар по дзёдо.
Место проведения: Центр «Сибирь-Хоккайдо,
г. Новосибирск, ул. Шевченко 28/1 (м. Октябрьская).
Предварительное расписание:
23 сентября (суббота) 10:00 - 17:00
24 сентября (воскресенье) 10:00 - 17:00
Чемпионат Сибири по иаидо
30 апреля - 1 мая 2017 года
30 апреля - 1 мая 2017 года,
в Новосибирске пройдёт Региональный чемпионат по иаидо.
А так же семинар и аттестация до 1 кю.

Место проведения: Центр «Сибирь-Хоккайдо,
г. Новосибирск, ул. Шевченко 28/1 (м. Октябрьская).

Предварительное расписание:
30 апреля (воскресенье) 10:00 - 17:00
1 мая (понедельник) 10:00 - 17:00

Поездка в Японию
февраль 2017
С 11 по 28 февраля 2017 г. делегация Сибирской Федерации Кендо, Иайдо и Дзедо в составе четверых человек посетили город побратим Новосибирска - Саппоро в Японии. Основной целю посещения было участие в ежегодном Хоккайдском семинаре по Иайдо в рамках которого было официально объявлено о вступлении Нашей Сибирской федерации во Всехоккайдскую федерацию Иайдо и Дзедо.

Семинар по Иайдо длился два дня. Первый день был полностью посвящен обучению и совершенствованию навыков участников семинара. Для этого всех присутствующих определили в секции согласно их данов. Для каждой группы были определены старший Сэнсей и два помощника, что способствовало индивидуальному разбору ошибок и отработки верной техники всех участников.

Второй день семинара был частично посвящен отработки выступления для аттестации. Во второй половине семинара состоялась аттестация заранее заявленных участников. От Сибирской Федерации в аттестации принимал участие один человек. Стоит отметить что среди сдающих на 4й дан шестерых человек сдали только двое, среди которых наш представитель Мордвин Николай. Небольшой процент сдачи не только в этой группе но и в целом среди сдающих на даны выше 2го говорит о более строгой оценки аттестующихся в этом году (в прошлом 2016 году доля сдавших была 100%).

Так же на семинаре присутствовало трое из Сахалинского клуба Иайдо.
В рамках отчета было официально объявлено о принятии Сибирской Федерации Кендо, Иайдо и Дзедо в состав Хоккайдской федерации. Этот безусловно очень важный шаг потребовал больших усилий как с нашей стороны так и Хоккайдской федерации (в частности для этого потребовалось изменение устава Хоккайдского представительства).
Не менее важным аспектом посещения Саппоро являлось усовершенствование навыков Иайдо и Дзедо делегатов. С этой целью у наших участников была возможность ежедневно посещать тренировки японских сэнсеев. В частности по Иайдо участники посетили тренировки: Ёкота сэнсея – 8й дан Иайдо, Тамура сэнсея – 7й дан Иайдо, Хасигава сэнсея – 7й дан Иайдо, Касахара сэнсея – 7й дан Иайдо, Исии сэнсея – 7й дан Иайдо и Мураки сэнсея – 7й дан Иайдо.

По Дзедо на протяжении всех двух недель нашу группу обучал Ясумару сэнсей – 8й дан Дзедо.

25го – 26 февраля двое представителей нашей федерации посетили семинар по Дзедо. В рамках которого на протяжении первого дня проходило обучение, разбор ошибок и отработка верных техник Дзедо в группах участников семинара согласно их данов. Для каждой группы участников был определен один сэнсей. Второй день семинара был посвящен отработки ката в парах младших данов со старшими. В целом наши участники показали себя достойно.

Сибирская Федерации Кендо, Иайдо и Дзедо благодарит за возможность участия в семинарах а также всех перечисленных выше сэнсеев за поддержку и вклад в развитие наших представителей и надеется на дальнейшее развитие отношений.
Мой первый семинар по Иайдо в Японии
Надежда Емшанова, 24.03.2017
Сказать, что я ждала эту поездку, значит не сказать ничего. Я не просто ждала, когда наконец окажусь в стране, куда мечтала попасть с самого девства, я жила этой мыслью последние полгода с того момента, как мы купили билеты до Саппоро.
Первая мысль, которая меня посетила после приезда – это Япония? Почему она напоминает мне Новосибирск? Саппоро, по меркам Японии, не большой город, к тому же погода там схожа с Сибирской, только из-за близости океана, при той же температуре что и в Новосибирске, там в разы холоднее. Вероятно, поэтому у меня не было ощущения, что я попала «в другой мир» и это меня обрадовало.
Мы прилетели в Саппоро 11 февраля (в субботу) поздно вечером. Тренировки должны были начаться только со вторника, поэтому у нас было два дня на развлечения. Так совпало, что в это время в городе проходил знаменитый на весь мир фестиваль Снежных скульптур. Воскресенье (12 февраля) был его последний день. Поэтому, после плотного завтрака в суши, мы пошли смотреть скульптуры на главную аллею Саппоро. Что вам сказать – это круто! Скульптура Китайского императорского дворца высотой с пятиэтажный дом – это монументально. Такого размаха я не ожидала. Было несколько огромных скульптур и отделение с маленькими. Про один только фестиваль можно писать долго, поэтому просто посоветую на нем побывать – вам понравится.
В следующие свободные дни мы ездили в город Отару – недалеко от Саппоро, на фестиваль снежных фонарей. Это портовый город известный своей европейской архитектурой и стеклодувным производством. Ну и, конечно же, шопились.
Во вторник у нас должна была быть первая тренировка по Иайдо у Ёкота сэнсея. Однако с утра случилось несчастье для иайдоки, это по-другому не назвать. Егор начал распаковывать наши мечи после перелета и обнаружил, что его иайто сломан! Одно слово может описать ситуацию – паника! Хорошо, что с нами была Ирина-сан, иначе, я думаю, мы бы помчались в первый попавшийся будо магазин за мечом. Ирина-сан позвонила одному из наших сэнсеев – Хасэгаве-сан, та, в свою очередь, вспомнила, что у Тамура сэнсея есть меч, который может подойти для тренировки на первое время. Таким образом, было определено, что до семинара Егор потренируется мечом Тамура сэнсея, а на семинаре (через 3 дня) купит подходящий меч. Все благополучно разрешилось.
На первую тренировку нам нужно было ехать в соседний город на поезде. Я ликовала – поездить на знаменитых пригородных поездах Японии было очень интересно.
Хоть мне и говорили миллион раз, как следует вести себя на тренировках в Японии, не обошлось без казусов. Например, переодевшись в раздевалке, я по привычке расчехлила меч и вышла с ним в додзе. Милые сэмпаи объяснили мне, что так делать нельзя, меч нужно доставить из чехла только в додзе, сидя лицом к стене и на коленях (и почему эти же самые сэмпаи не говорили мне об этом в Новосибирске?). В общем, для всех грядущих поколений сообщаю – не делайте как я! Приучайтесь расчехлять меч правильно! Ритуалы это то, что чтут в Японии, это то, что выражает уважение к мечу и технике безопасности.
Наша первая тренировка была у Ёкота сэнсея. Она длилась 2,5 часа! Это вам не 1,5 часа, как у нас. Сказать, что мы очень старались, значит не сказать ничего. Как и предполагалось, начали с основ – уже на первом упражнении Сэнсей начал править нам рез. Мы, думаю, первый час только ему и посвятили. Я поняла основу, но, думаю, пройдут еще годы, прежде чем у меня начнет что-то более или менее получаться. После этого мы кое-как перешли к отработке ката. Всем, кто едет в Японию, надо знать – полы в додзе не скользкие, на них нельзя прокатиться, как, например, у нас в зале. Первый раз я чуть не упала. У меня был опыт участия на показательных выступлениях, где пол был липкий, и тогда я подумала, что это ад. В Японии пол везде такой. Спустя какое-то время к этому привыкаешь, и по возвращении наступает другая проблема – невозможность заниматься на скользком полу дома. Да, я до сих пор не знаю, что с этим сделать, мои ноги просто разъезжаются в разные стороны. Может таби с резиновой подошвой надеть?.. Но так недопустимо заниматься… Беда…
Первая тренировка была сложной. Мы не давали себе возможности для отдыха – перерывы на попить не допустимы, когда хочешь впитать все знания которыми делится с тобой Сэнсей. Мы многому научились за эти 2,5 часа.
На следующий день утром у нас была тренировка у Тамуры сэнсея. В его додзе был ледяной пол и очень холодно. Чтобы согреться, надо было работать вдвое усерднее и не стоять на месте. На этой тренировке я поняла, почему всех новичков у нас на тренировках в Новосибирске проверяют на силу воли и желанию заниматься Иайдо. Тамура сэнсей первые 2/3 тренировки занимался в основном исправлением ошибок Николая (который на семинаре сдавал на 4-й дан) и не обращал на нас (не сдающих) внимания. Однако успевал поглядывать в нашу сторону, не давая пока никаких рекомендаций. Ближе к концу тренировки, вероятно заметив, что мы не собираемся сдаваться, он поправил нас в нескольких местах и дал распоряжение своим помощникам за нами последить и поисправлять. После такого начинаешь в сто раз больше ценить возможность получать обратную связь от Сэнсея или Сэмпаев о том, что ты делаешь и как ты это делаешь. Лично я была счастлива тому, что меня правили.
Вечером этого же дня мы пошли на тренировку где Сэнсеями были Хасэгава сэнсей, Касахара сэнсей и Мураки сэнсей. Долгий перелет, смена геолокации и нагрузка сказались на мне плохо – вечером я была без сил и у меня жутко болели мышцы во всем теле. Я не знала где было взять сил на тренировку. Как всегда на выручку пришла Ирина-сан, она дала мне выпить баночку какого-то спортивного энергетика. Не то чтобы я сильно верила в то, что это поможет, но результат меня впечатлил. Кажется, даже боль в мышцах прошла, не говоря уже о взявшихся, откуда- то, резервных силах. На этой тренировке нам показали несколько лайфхаков выполнения ката. Ради такого стоило лететь в Японию. Мураки сэнсей долго рассказывал мне про то, что женщина физически не может сделать ката как мужчина – нет у нее таких сил. Поэтому главное в технике Иайдо для женщины это красота и правильность выполнения, пусть без нужной силы, но при точности выполнения ката обретают красоту. Теперь при каждой стойке камае я вспоминаю его слова о том, что «тут ноги должны стоять так, как будто это склоны горы Фудзи – красиво». Лично меня это вдохновляет. Хочется делать ката красиво.
На этой же тренировке я поняла, что все, чему нас учат в Новосибирске, взято не с потолка и не по чьей-то прихоти, а из-за набитых годами обучения, Сэнсеем и Сэмпаями, шишек. В конце тренировки нас поставили под 45 градусов относительно Шомен и скомандовали делать двенадцать ката с ритуалом. Первая мысль, посетившая мою забитую «склонами горы Фудзи» голову – боже, как делать десятое ката!?
Собрав мысли в кулак и проговаривая про себя – если под 45 градусов, значит все резы под девяносто, я справилась. Не устану возносить благодарности за то, что Сэнсей учил нас этому. Спасибо!
В дальнейшем у нас была возможность еще раз посетить тренировки всех перечисленных Сэнсеев и так же Исии сэнсея. В общем, тренировки и после семинара были каждый день. На которых обошлось без казусов с моей стороны.
Семинар длился два дня с 18 по 19 февраля. Вначале было общее построение, после чего нас поделили на две большие группы: старших данов и младших, и провели разминку. После этого всех участников разделили на группы по их данам. Я попала в группу первых данов. У меня была паника. До этого момента мы всегда занимались с Ириной-сан, которая переводила все, что пытались донести нам японские Сэнсеи. А тут я осталась одна. Совсем одна…
Для каждой группы был определен главный Сэнсей и два помощника. У меня таким Сэнсеем был Тамура сэнсей, а одним из помощников Хасэгава сэнсей. В группе было человек пятнадцать, что позволило отслеживать ошибки каждого и исправлять недочеты. Незнание языка, конечно, усложняет участие в семинаре, однако, если не отвлекаться и внимательно следить за тем, что показывает Сэнсей, и знать хотя бы те термины и понятия, которые нас заставляют учить для сдачи на кю в Новосибирске, то все можно понять. Послание номер два грядущим поколениям – учите термины и определения для сдачи на кю, они спасут вас от позора в Японии.
Первый день был полностью посвящен детальному разбору ката. Наша группа успела пройти первых семь ката Сэйтей.
Во второй день был назначен экзамен. В первой половине дня мы закончили проходить неразобранные за вчера ката. И после этого делали эмбу из 5 ката с ритуалом, для подготовки экзаменующихся. Я не сдавала экзамен, так как сдала недавно, и время для следующей сдачи еще не подошло. Однако Эмбу поделала как и все. Спасибо за обратную связь Хасэгаве сэнсей которая, не без помощи Ирины-сан, объяснила, что помимо дзансина после реза, необходимо видеть противника во время реза. А так же обратила внимание на то, что мой меч очень тяжелый для меня. А я то думала, почему у меня суставы болят…Нужно обязательно обзавестись мечом полегче.
После первой части семинара был отчет председателей Федерации Хоккайдо Иайдо и Дзёдо за прошлый год. В рамках которого официально было объявлено о вступлении нашей Сибирской Федерации Кендо, Иайдо, Дзёдо в состав Хоккайдской. Это действительно важный шаг на пути наших взаимоотношений.
После отчета и перерыва следовал экзамен. От нашего клуба на 4-й дан сдавал Мордвин Николай. Все безумно за него переживали. Не сказать, конечно, что мы в нем сомневались, но все-таки боялись. Ведь всем известно, что после 3-го дана, ошибки прощаются в разы реже, а оценка становится строже. Я даже пальчики на руках скрещенными держала. Однако, Коля, на мой взгляд, (авторство и права обладания этой статьей дают мне возможность давать некую оценку, надеюсь…), выступил лучше всех сдающих. О чем свидетельствуют и результаты – из шестерых сдающих на 4-й дан, сдали только двое, в их числе наш Николай. Лично я горжусь!
После сдачи семинар официально закрыли. И мы пошли праздновать сие событие безлимитным поеданием мяса, к которому нас всю неделю не допускал Коля, из-за нежелания расслабляться самому и не позволяя расслабиться нам перед его экзаменом. На что не пойдешь ради поддержки товарища.
Следующая неделя после семинара была наполнена ежедневными тренировками и культурными мероприятиями. Среди которых: посещение онсена, горы Моива, развлекательных и торговых центров, зоопарка, синтоистских и буддийских храмов, саппоровской телебашни, кинотеатра, а так же поедание огромных креветок, крабов и различных японских блюд, вперемешку с европейскими. По причине того, что мой желудок отказался принимать японскую пищу и требовал отдыха от этого соусного безумия, я дня два питалась европейской едой или в Макдональдс, и только после этого могла позволить себе съесть что-то японское.
Если говорить о том, какие выводы я сделала из этой поездки, то главное это то, что без нее невозможно перейти на следующий уровень в своих знаниях и желании владеть Иайдо. Только на тренировках в Японии понимаешь как ценно то, что передают тебе в Новосибирске, то, чему тебя учат. И диву даешься как за нами тут носятся. В Японии нет такого индивидуального подхода как у нас. Точнее, чтобы его заполучить, нужно несколько лет отпахать стоят в уголке и показывая свою силу воли и настойчивость. Так же, конечно, только на тренировках в Саппоро можно получить что-то безумно важное, то, что на какую-то долю позволит тебе улучшить свою технику. Но эти знания передают только тогда, когда видят твои старания и готовность принять эти усовершенствования. Для тренировок просто необходима физическая подготовка, ведь каждодневные тренировки по 2-2,5 часа без перерывов потребуют большой выносливости. Знание ритуалов и правил поведения – то, без чего не следует заходить в Додзе.
Спасибо всем, кто сделал возможным для меня эту поездку: Игорю Богдановичу, как человеку, который столько лет и сил потратил на построение отношений с японскими Сэнсеями и федерацией в целом; Ирине-сан – за огромное количество сил, как в подготовке документов, так и в богатой культурной программе в период нахождения в самой Японии, и решении всех сложностей пребывания там; Егору, который, в принципе, меня туда повез, не смотря на большие финансовые затраты; Коле и Олесе – за хорошую компанию. Ну, и конечно, Сэнсеям, которые постарались сделать меня чуточку лучше: Екота сэнсею – 8-й дан Иайдо, Тамура сэнсею – 7-й дан Иайдо, Хасэгава Сэнсею – 7й дан Иайдо, Ксахара Сэнсею – 7й дан Иайдо, Исии Сэнсею – 7й дан Иайдо и Мураки сэнсею – 7-й дан Иайдо.
Спасибо и до новых встреч!
Переведено официальное издание
ZNKR по дзёдо
Уважаемые друзья,
при поддержке Ясумару сенсея,
силами переводчиков МКЦ "Сибирь-Хоккайдо",
было переведено официальное издание ZNKR по дзе-до.

1 октября книга выходит из печати.
По поводу приобретения просим обращаться по  kendosib@ngs.ru
Стоимость экземпляра 500 руб.

Ссылка на оглавление

истории
Что произошло?
Впечатления о семинарах
по Иайдо и Дзёдо
август 2016
Вот и закончился закончился семинар под руководством Ёкота-сенсея и Ясумару-сенсея. Думаем, что еще долго мы будем перерабатывать массу той информации, которую сенсеи дружески передали нам. Читайте впечатления участников и смотрите фото на нашем сайте.

Посмотреть открытие семинара
Семинар по Иайдо август 2016 с Ёкота сенсеем.
Надежда Емшанова, 29.08.2016
Весь этот год, после первого приезда Ёкота сенсея в Новосибирск, меня преследовала тень сожаления, что из-за работы я не смогла присутствовать на всех тренировках, проходивших в рамках прошлогоднего семинара. Поэтому в этом году специально для семинара я взяла отпуск, ведь анонс на семинар говорил о том, что в этом году нас ждет еще больше иайдо от Ёкото сенсея.
Интересное чувство испытала зайдя в зал для занятий. С одной стороны, семинар такого уровня (с приездом японского сенсея обладателя 8го дана) проходит всего второй раз и, вроде как, никто не знает, как все будет и что в этот раз решит дать нам Сенсей, с другой стороны, гордость, что это событие проходит именно у нас в Новосибирске.
Когда появился Сенсей лично, я испытала радость как от встречи со старым другом. Ёкота сенсей, кажется, запомнил всех с прошлого года. Он спрашивал как дела и чему мы научились за год. Было очень приятно его увидеть и понимать что впереди 4 дня тренировок с ним.
Первая тренировка проходила в четверг вечером и была посвящена ритуалу. Мы многое узнали о том, как правильно держать руки при поклоне, в каком случае какой поклон используется. Так же Ёкота сенсей рассказал мои любимы «Читы ( уловочки )», которые помогают держать спину прямо при поклоне и о том, как сделать красивое и плавное движение руками в ритуале. Тренировка закончилась, как мне показалось, очень быстро.
На следующий день тренировки начались с самого утра. Старшие семпаи много рассказывали про так называемые утренние тренировки «кэйко», которые они посещали когда бывали в Японии. Мне кажется, наша тренировка в тот день была как те самые «кейко» в Японии. По крайней мере, лично у меня было такое ощущение.
В этот день у нас было 2 тренировки с перерывом в 3 часа. К нам присоединились иайдоки из других городов. Было очень интересно с ними пообщаться, посмотреть, как делают ката они и послушать истории о том, как они занимаются.
За этот день сенсей «прошелся» по всему сейтею и указал нам на те моменты, которые стоит делать чуть-чуть по-другому и рассказал, как это исправить.
На следующий день, в субботу, мы более подробно разбирали типичные ошибки, которые совершают при выполнении ката сейтей. Сенсей рассказывал, почему стоит делать то или иное движение именно так, что в него закладывается и как при этом следует мыслить и что представлять. Мне очень понравилось, как Ёкота сенсей преподносит материал, с одной стороны, он вроде как о серьезных вещах говорит, с другой - даже тут он умудряется вставлять потрясающие шутки, которые создают непринужденную атмосферу на тренировке.
Воскресенье, день был насыщенным на события. На тренировках сенсей много времени уделил философской составляющей иайдо как будо. В этом, наверное, вся «соль» тренировок с японскими сенсеями - они передают мировоззрение присущее носителям этого боевого искусства: то, что позволяет почувствовать с каким настроем следует выходить на поединок с противником; то, как следует мыслить в этот момент; то, как следует относиться к своему противнику, заботясь о том, чтобы сделать его смерть благородной и без мучений.
В перерыве (когда шла тренировка по Дзёдо с Ясумару сэнсеем), так получилось, что у нас была возможность поучиться у Ёкота сенсея завязывать сагео различными узлами, как для показательных выступлений, так и для безопасной транспортировки меча. Так же он научил нас правильно складывать хакама. Не смотря на то, что мы иногда путались и забывали, куда следует всунуть ту или иную веревочку, сенсей очень терпеливо нас поправлял и искренне радовался, когда у нас все получалось. В такие моменты как этот и в целом, на семинаре понимаешь, как желание учиться и учить такому древнему боевому искусству как Иайдо объединяет совершенно разных по воспитанию, физическим данным, возрасту и национальности людей. Мы и японцы, очень разные, но было здорово понимать, что есть то, что мы делаем все вместе и приятно слышать, как сенсей говорит, что наше желание впитывать знания подвигает его рассказывать нам глубинные моменты Иайдо, те, которые он даже своим ученикам с Хоккайдо не говорит.
В конце дня была аттестация до 1го Кю. Я помню, как сдавала ее в прошлом году. Искренне посочувствовала тем, кто сдавал ее в этот раз. Ведь это очень страшно и ответственно сдавать экзамен перед японским сенсеем (пусть даже он не сидит в комиссии). Но наши ребята справились и все хорошо сдали экзамен.
Заключением всего стало совместное чаепитие, на котором можно было задать все возможные вопросы сенсеям. Здорово, что на нем тоже все было легко и непринужденно в общении. Не обошлось и без подарков от сенсея. Очень приятно, что, не смотря на огромное расстояние, которое разделяет Хоккайдо и Новосибирск, Ёкота сенсей привез каждому из нас подарочек. Спасибо.
Второй семинар с сенсеем закончился. Интересно, можно ли уже его назвать ежегодным?.. Надеюсь, что да. Было бы очень здорово увидеть Ёкота сенсея и на следующий год у нас в Новосибирске. А мы-то уж постараемся и будем хорошо тренироваться.
Впечатление о семинаре 2016.
Анна Ерахнович, 31.08.2016

Записки на полях…

 

Никогда раньше не писала отзывы про семинары, но вот сейчас попробую. Может и выйдет как-то коряво, но первый блин, как говорится, комом. Сначала хочется сказать большое спасибо именно Игорю Богдановичу за то, что он дал нам такую возможность, как приобщиться, не выезжая за пределы родной страны, к этому прекрасному, отчасти загадочному и опасному искусству! Ещё раз спасибо, т.к. это потребовало от вас много сил, энергии, времени, да и денежных вложений.

В том году мне также посчастливилось побывать на подобном семинаре, поэтому могла предполагать, что Ёкота-сэнсэй и в этот раз постарается донести до нашего сознания что-то новое, то, что будет способствовать как внешнему, так и внутреннему развитию. И мои ожидания полностью оправдались. Сэнсэй много рассказывал, как правильно нужно делать то или иное ката, отдельные элементы, как не нужно делать и объяснял почему, сам всё показывал, и даже сам подходил и правил!

Не знаю как для других, но лично для меня было особенно познавательно, когда Ёкота-сэнсэй рассказывал и показывал ката, привлекая в помощь других людей. В дзёдо проще тем, что враг реальный, он действует, даёт отпор телом и духом, и тут «прилететь» может очень даже легко, если делаешь что-то неверно. А вот в иайдо сложнее. Враг(и) вроде и есть, но он(и) только в твоём сознании. И если ты неточно представил картину потенциального боя, то только сэнсэи и сэмпаи могу подсказать, как будет правильно, наблюдая за тобой со стороны.

А здесь Ёкота-сэнсэй нам дал возможность увидеть своими глазами: сколько врагов, в каком направлении они двигаются, как именно нападают, как нужно им противостоять, что получается, если выполняешь всё верно и если неправильно. Да, конечно, и на обычных тренировках иногда были подобные показательные моменты, но освежить в памяти материал никогда не помешает. Тем более со временем, когда каждый нарабатывает свой багаж знаний и умений, на одну и ту же ситуацию уже смотришь другими глазами. И бывает, что, казалось бы, какая-то мелочь, деталь, которая не давала тебе покоя, становится на место, и это позволяет увидеть всю картину целиком.

Мне понравились также философские отступления, погружение в пояснения, что характерно для японской культуры, и что не свойственно нашей, чтобы нам было легче проникнуться и понимать этот загадочный мир под названием «Япония».

Если сравнивать стили подачи материала Ёкота-сэнсэя и Ясумару-сэнсэя, то они (моё личное мнение) – диаметрально противоположные. Была возможность понаблюдать со стороны семинар, который вел Ясумару-сэнсэй. Его командный громкий голос, ки, который звучал не только в процессе демонстрации ката, но и когда он просто перемещался по залу, его пристальный взгляд, то, как он подходил и правил учеников, переставлял их ноги, разворачивал бедра, положение рук, почему-то в голове пронеслась ассоциация со званием «главнокомандующего». А может, отряд «Красных демонов Ии» имел такого же командира во главе?.. Хоть ученики и не были в красном, но их общая мощь, возможно, имела такое же воздействие на других, как те ака-они..

А вот Ёкота-сэнсэй напомнил мне эдакого странствующего мудреца, таящего внутри безграничный багаж знаний. Его спокойная, размеренная речь, резы быстрые, но плавные, то, как он аккуратно исправлял наши ошибки, когда проходил по залу. Наверное, детишки в детском саду, в котором он руководит – очень любят его…

Но вместе эти два таких разных, но и в то же время в чем-то похожих человека - являют собой очень занимательную «смесь». Как они шутили на чаепитии! И их юмор не имел межкультурных границ. Была такая приятная, расслабляющая обстановка, время действительно пролетело незаметно.

Да, время неумолимо неслось вперед. Может, я жадная, но мне хотелось ещё получить знания, которые могли рассказать и показать сэнсэи, да и просто находиться с ними рядом. Но, к сожалению, всё в этой жизни конечно. Однако я рада от всей души, что была такая возможность хоть как-то приобщиться к данным боевым искусствам, даже за такой короткий период.

А ещё хочется выразить отдельную благодарность Ёкота-сэнсэю за полезный мастер-класс по завязыванию хакама и сагэо.

Очень приятно было видеть, что люди не только из Новосибирска, но из других близлежащих городов приехали на данные семинары. И у всех было сильное желание познать что-то новое, закрепить старое. Не было лишних людей, которых из-под палки загнали и они как бы трудовую повинность несли всё это время. Общий настрой был очень положительным.

Надеюсь, что эта добрая традиция – семинары с японскими сэнсэями – будет и дальше процветать. Что-то я расписалась, нужно заканчивать. Хочется сказать всем, кто присутствовал на этих семинарах: благодарю вас навсегда.

Приглашаем на семинары
по Иайдо и Дзёдо
В августе 2016 года, ждём двух уважаемых сенсеев:
Ёкота сенсея, 8 дан иайдо, кёси, 7 дан дзёдо кёси,
Ясумару сенсея, 8 дан дзёдо, кёси.
Под их руководством будут проведены крупные региональные семинары по Иайдо и Дзёдо.
Семинар по иайдо
2 - 3 апреля 2016 года
2 - 3 апреля 2016 года, в Новосибирске прошел семинар по иайдо.
Место проведения: Центр «Сибирь-Хоккайдо,
г. Новосибирск, ул. Шевченко 28/1 (м. Октябрьская).
Расписание семинара:
2 апреля (суббота) 10:00 - 15:30 тренировка
3 апреля (воскресенье) 11:00 - 16:00 тренировка
cтатьи
Полезные статьи и заметки
Краткая история дзёдо Всеяпонской ассоциации кэндо
(из книги «THE LITTLE BOOK OF JODO»)
История дзёдо Дзэн Нихон Кэндо Рэнмэй (Всеяпонская ассоциация кэндо), по существу является историей Синдо Мусо-рю. В отличие от иайдо ДНКР, или искусство выхватывания меча, разработанное на основе нескольких стилей (в основном Мусо Дзикидэн рю Эйсин рю и Мусо Синдэн рю), дзёдо ДНКР почти полностью происходит из практики школы Синдо Мусо рю, возглавлявшаяся Симидзу Такадзи (1876 – 1978).

Ниже приведённая история по большей части основывается на статье Мацуи Кэндзи «История Синдо Мусо-рю», и немного с дополнительной информацией из других англоязычных источников, перечисленных библиографии. Читатели, знакомые с дзёдо, найдут много спорного здесь, в перечисленных первоисточниках, и в массовой прессе, поскольку существует столько же мнений об искусстве, сколько существует основных направлений практики. Мы просим обдумать комментарии на бумаге, и приглашаем к новым исследовательским инициативам.

Мусо Гонносукэ и происхождение Синдо Мусо рю дзёдо.

Как и о многих исторических личностях, мало что известно о жизни Мусо Гонносукэ. Рассказывают, что его полное имя было Мусо Гонносукэ Кацукити, и что в начале своей жизни, он был известен как Хирано Гонбэй. Утверждается, что он имел мэнкё (лицензия полной передачи) по школам Катори Синто рю и Касима Син-рю (в некоторых источниках, Касима Дзикисинкагэ рю). В эпоху Кайтё (1596 – 1614) он повстречался в Эдо или Акаси, с Миямото Мусаси. То, что произошло на этой дуэли, отличается между источниками Синдо Мусо рю и записями других школ. По версии Синдо Мусо рю, Мусаси остановил Мусо с помощью дзюдзи домэ, или крестообразного блока. Однако, согласно другим источникам, предполагается, что Мусаси почти некогда (или совсем некогда) не использовал в дуэлях два меча, и что он дрался с Мусо с помощью небольшой палки или лука из ивы, который он вырезал. В некоторых источниках говорится, что Мусо использовал бо (шест длинной 180 см.), в других, что длинный бокуто (деревянный тренировочный меч). Несмотря на это, Мусо был побеждён, и это поражение сыграло решающую роль в создании дзёдо.

Уэйн Муромото описывает их встречу, основываясь на Кайдзё Моногатари (1629). Мусаси дрался на дуэли с Мусо, который был воином ростом 180 см., носил два слоя верхней одежды и хаори с гербом хиномаки (восходящее солнце). На одном лацкане было написано «Хэйхо тэнка ити», а на другом, «Нихон кайдзан Мусо Гонносукэ» (лучший мастер воинских искусств на земле). Мусо сопровождало шесть учеников, и он довольно грубо бросил вызов Мусаси, который пытался отклонить вызов. Но Мусо настаивал и, вынув из сумки бокуто длинной 120 см., неожиданно атаковав Мусаси. Мусаси защитился и прогнал Мусо через всё помещение, а затем ударил его между глаз.

«Хонтё Бугэй Сёдэн» ("Краткая передача [сведений] о воинских искусствах родины" соглашается с этой историей, а также цитируется в «Нитэн Ки» («Хроника двух небес). Это как, казалось бы, является концом истории, но современные читатели часто любят упоминать матч-реванш, в котором Мусо встретился с Мусаси и победил его с помощью дзё. Ни в каких историях о Мусаси, нет упоминания об этом единственном поражении, и только в более позднем источнике, свитке храма Цукуба в префектуре Ибараги, упоминается этот матч-реванш, который не подтверждается и является сомнительным.

После этого поражения, Мусо продолжил странствовать и, в конце концов, остановился на горе Хомэн в Тикудзэн (современная Фукуока), где он пробыл в течение 37 дней, увидев в конце видение, в котором ему было сказано «маруки во моттэ, суйгэцу во сирэ», или «возьми круглую палку, познай суйгэцу» (суйгэцу, буквально означает солнечное сплетение, здесь, скорей всего, оно означает познать центр (хара), боевую дистанцию и самого себя). Благодаря этому уроку, Мусо разработал техники с короткой палкой, или дзё. Муромото утверждает, что первоначально их было пять, «хидэн гё-и», остальные техники были добавлены позже.

В 1601 году Курода Нагамаса получил жалование в 520 000 коку и контроль над префектурой Тикудзэн. Мусо поступил на службу к нему и прослужил в провинции до конца жизни. Паскаль Кригер утверждает, что Мусо вручил мэнкё (лицензия о полной передачи знаний, и разрешающая преподавать) десяти ученикам, но Мацуи не смог найти дэнсё, датируемое ранее, чем 1700 год, т.е. до Хигути Хинъэмона, четвертого главы школы. Нет также ни каких записей в архиве Курода о службе Мусо, его дате рождения или смерти, или его социальном положении. Только одна вещь действительно подтверждает присутствие Мусо в клане. Это запись в храме Цукуба на горе Цукуба, в которой говорится, что Мусо Гонносукэ пожертвовал о-дати (большой меч).

Линия передачи Синдо Мусо рю.

Есть еще несколько искусств владения другими видами оружия, связанные с современным Синдо Мусо-рю. К ним относятся Иккаку-рю дзюттэдзюцу (владение металлической дубинкой), Иттацу-рю ходзёдзюцу (искусство владения верёвкой), Синто-рю кэндзюцу (искусство владения мечом), Иссин-рю кусаригама (искусство владения цепью с серпом) и Утида-рю тандзёдзюцу (искусство владения половинным дзё).

Уэйн Муромото утверждает, что Иттацу-рю и Иккаку-рю были введены третьим главой школы, Мацудзаки Кинъэмон. Мацуи не упоминает об этом, но эти два искусства, безусловно, имеют давнюю связь с Мусо-рю.

Мацуи отмечает, что к середине 1700-х годов, Иккаку торитэ (искусство захватов) изучали в «новой» Мусо-рю и Тэнъами-рю. Искусство связывание верёвкой Иттацу-рю изучали в «новой» Мусо-рю, а владение верёвкой по школе Иккаку-рю в Тэнъами-рю. Это смешивание Иккаку-рю между двумя школами дзё снова приводит выводам, что существовали пресечения в обучении между «школами», или рю. Это не удивительно, если учесть, что они все преподавались в одном клане (хан), в той же самой среде учеников.

Хирано Китидзо (умер в1871 году) заменил Мацумото Бидзэн-но ками на Иидзаса Ямасиро-но ками, в качестве отправной точки в истории рю. Хирано так же разработал Синто-рю кэндзюцу в Мусо-рю, введя восемь ката с тати и четыре с кодати.

Сираиси Хандзиро (1842 – 1227) ввёл в учебную программу Иссин-рю кусаригама. Кроме этого, он перенял у Утида Рёгоро искусство владения тростью, или Суттэкидзюцу, которое было разработано примерно около 1900 года, когда японские господа стали перенимать западный стиль жизни, прогуливаясь с тростью и в шляпе-котелке. Последнее искусство, теперь обычно называют тандзёдзюцу.

Современная эпоха Синдо Мусо рю и создание ДНКР дзёдо.

После реставрации Мэйдзи в 1868 году, Хирано Сабуро Ёсинари (линия Харуёси) и Ёсимура Хандзиро Ёсинобу (линия Дзигё) начали совместно обучать учеников. Сираиси Хандзиро (1842 – 1927г.г.) посещал эти занятия и, в конце концом, стал одним из шести человек, которым были вручены единые дэнсё. Первоначально Сираиси был учеником Хирано Китидзо и Сада Тэйсукэ, из линии Харуёси. Позднее он получил мокуроку от Окума Синпати, линии Дзигё. До получения единого дэнсё, он обучался у Ёсимура Хандзиро.

За пределами Японии часто встречается мнение, что различные рю, и даже ответвления этих рю, это разные и замкнутые общества, и многие утверждают, что их следует изучать только у одного учителя. Тем не менее, дангё Курода-хан представляет собой объединение нескольких рю, и это не мешало Хатаэ Кюхэй в восстановлении двух «ха», или ветвей, Мусо рю. Точно так же с Сираиси Хандзиро, у которого было четыре учителя из двух ветвей. Поэтому появление замкнутости, по большей части, обязано ученикам (коренным и иностранным), которые не имеют возможности учиться у других учителей, чем из-за выбора.

Из-за того, что старые направления потеряли интерес, а новые еще не были разработаны, эпоха Мэйдзи (1868 – 1912) представляет собой узкое место в истории боевых искусств Японии. Сираиси был единственным старшим инструктором объединённой традиции Синдо Мусо-рю, и в результате этого, его методы установили стандарт для последующих инструкции Синдо Мусо-рю.

Додзё Сираиси, в Хаката, было установлено к стене постоялого двора, и имело размеры 3,7 м. * 9,1 м. и одну открытую сторону. Сираиси учил с веранды своего дома, который был напротив этой стены. У него было много учеников, но самыми авторитетными из них были Такаяма Кироку, Симидзу Такадзи и Отофудзи Итидзо.

В ранний период Сёва (1926 – 1945), Япония стала ультранационалистической страной, с большими имперскими амбициями. Потому как, предполагалось, что обучение боевым искусствам сделает молодых людей более устойчивыми к льстивым речам социалистов и более подготовленными к службе в армии и, если необходимо, умереть во время войны, японское правительство стало активно покровительствовать традиционным школам будо и будзюцу. В результате этого, дзёдо процветало в течение этого периода.

Такаяма Кироку открыл додзё в 1929 году, которое было названо Фукуока додзё. Такаяма был назначен сиханом (наставником), а Симидзу фуку-сиханом (помощником наставника). Было ещё пять обладателей мэнкё в этой группе.

В 1930 году Симидзу переехал в Токио, и когда Такаяма умер в 1938 году, Отофудзи Итидзо взял на себя Фукуока додзё. Он продолжал преподавать в Фукуоке до самой смерти в 1990 году, и вручил мэнкё нескольким сегодняшним лучшим учителям дзёдо.

Симидзу Такадзи родился в 1896 году. В 1913 году, в возрасте 17 лет, он начал учится владению дзё у Сираиси Хандзиро. В 1918 году, в возрасте 23 лет, он получил мокуроку (свиток передачи), а два года спустя свидетельство мэнкё. В 1927 году, благодаря знакомству с известным наставником Накаяма Хакудо, Симидзу продемонстрировал технику дзё для полиции Токио. В 1930 году он переехал в Токио и начал преподавать в Мумон додзё (ранее был боксёрский зал Тэйкан). В 1931 году он начал преподавать дзё в Кодокан додзё Дзигоро Кано, а так же в морской разведке (адмирал Такэсита Исаму был опытным практиком фехтования и айкибудо, а так же главой морской разведки) и в Главном управлении полиции Токио. В 1933 году был создан специальный отдел полиции, в обучение которого было включено дзё, и именно здесь Симидзу начал многолетнее сотрудничество с лучшими инструкторами кэндо в Токио.

В 1939 Симидзу отправился в Маньчжурию, чтобы обучать дзё и, по утверждению Мацуи, в итоге он обучил владению дзё 1 500 000 людей. Эта цифра, безусловно, включает в себя всех учеников его учеников.

В 1940 году, скорей всего, в честь 2600-летия легендарного создания японской империи, Симидзу изменил название дзёдзюцу на дзёдо и создал Дай Нихон Дзёдокай (Ассоциация дзёдо Великой Японии).

После Второй мировой войны в Японии была проведена чистка ультранационалистических и милитаристических организации и кэндо, и дзюдо были на некоторое время не обязательными предметами в государственных школах. Кроме того, лицензирующий орган, известный как Бутокукай, был расформирован. В результате этого, многие учителя боевых искусств оказались безработными. Преподавателей дзёдо это меньше коснулось, чем других, даже при союзном оккупационном правительстве, японская полиция продолжала обучение в кэндо, дзёдо и кэйдзё (полицейская палка). В 1948 году, обучение кэйдзё было прервано на короткое время, когда департамент полиции Нью-Йорка обеспечил японскую полицию в обучении в использовании резиновой дубинки, но вскоре оно было возобновлено1.

В 1954 году Бутокукай был вновь открыт в Киото, под одобрительное приветствие японских правых политиков, которые всё ещё верили, что обучение боевым искусствам является хорошим способом в развитии ультранационализма в молодёжи. В 1955 году была создана Нихон Дзёдо Рэнмэй (Ассоциации дзёдо Японии), а в 1956 году была переименована в Дзэн Нихон Дзёдо Рэнмэй (Всеяпонскую ассоциацию дзёдо).

В 1965 году на подаренной земле был построен Рэнбукан Додзё, просуществовавший до 1978 года, когда он был закрыт.

Сэйтэй дзёдо ДНКР

В 1964 году Отофудзи Итидзо посетил Симидзу в Токио и обсудил предложение Симидзу о создании обучающей последовательности сэйтэй дзё для ДНКР. Это привело к созданию исследовательского комитета и в 1968 году Симидзу Такадзи и Накадзима Асакити продемонстрировали сэйтэй дзёдо ката перед главой ДНКР. Сэйтэй дзё ката были утверждены и в 1969 году, Симидзу (с тати) и Отофудзи (с дзё) представили их на рассмотрение общественности. На этой демонстрации так же были представлены сэйтэй иай.

Симидзу Такадзи был великим популяризатором дзё, благодаря своему обучению, связи с ДНКР и сотрудничеству с Ёсиока Эйдзи, знаменитого своей серией газетных статей и роману о Миямото Мусаси перед Второй мировой войной, в которых он способствовал формированию образа Мусо Гонносукэ2. Он умер в 1978 году.

Главы школы и количество линий передач.

Говорят, что Симидзу Такадзи был 25-м главой школы Синдо Мусо-рю, а Сираиси Хандзиро являлся 24-м. Эти подсчёты сделаны путём объединения учителей линии Харуёси и Дзигё, чего нельзя получить, следя только по одной линии передачи. На сегодняшний день, похоже, что как такового главы школы нет, но есть несколько мэнкё кайдэн, и, конечно же, по системе рангов в ДНКР имеется много учителей с 8-м даном. Когда школа небольшая, легко определить руководящего наставника, но когда обучение прошли многие ученики, как сегодня, ситуация может рассматриваться аналогично расцвету дангё, с несколькими линиями направлениями передачи знаний и линии передачи знаний одного и тоже же искусства с небольшими отличиями.

Изменения в дзёдо на протяжении всей его истории.

Трудно определить, какие изменения были внесены в искусство с момента основания его Мусо до периода Мэйдзи, но можно с уверенностью сказать, что дополнения были в области первых пяти техник, при условии, что они были разработаны Мусо. Несомненно, были и изменения в стиле и учебном плане, связанные с расколом на три линии передачи знаний, и, конечно же, после объединения линий в эпоху Мэйдзи. Две ката Ран-ай были разработаны в период Бакумацу (1850-67), и довольно поэтическое развитие возможно, если вы примете во внимание «хаос» того периода и «единство с хаосом» подразумевающееся в Ран-ай.

Мацуи упоминает некоторые изменения, сделанные Такаяма Кироку, для популяризации дзё, и осуществлённые Симидзу Такадзи (Мацуи утверждает, что Отофудзи Итидзо в конце концов вернулся к старым формам).

Симидзу Такадзи сделал изучение дзё легче в больших группах, введя в школе двенадцать кихон вадза (основных техник), а так же позднее он ввел набор ката Гохон-но Мидарэ из корю3.

Боевые искусства и их история не стоят на месте и, несомненно, будет дальнейшее развитие в данной области.

Примечания:

  1. Guy H. Power, "Budo in Japanese and U.S. Policies," unpublished M.P.A. thesis, San Jose State University, May 1998, 83-85.
  2. Yoshikawa Eiji. The Musashi Saga, five volumes, translated from the Japanese by Charles S. Terry (New York: Pocket Books, 1989-1990).
  3. Корю буквально означает «старое течение», и относится к традициям до 1868 года. Хотя «старое течение» предполагает, что не было ни каких изменений в традиции, но это не совсем так. Но это не совсем так, это подразумевает, что только глава школы мог внести изменения.
Список использованной литературы:

Krieger, Pascal. Jodo: the Way of the Stick (Geneva: Shang Do Kwan, 1989). ISBN 2-9503214-0-2 Muromoto, Wayne. "Muso Gonnosuke and the Shinto Muso-ryu Jo," Furyu, 1:2 (1994), 14-19. Rogers, John M. "Honcho Bugei Shoden Ch. 5," Monumenta Nipponica, 46:2 (1991), 173-202. Skoss, Diane, editor. "Sword and Spirit Volume 2" (Berkeley Heights, NJ: Koryu Books, 1999). Skoss, Meik. "Shindo Muso Ryu Jodo: An Emic Description," Hoplos 4:4 (1985), 12-17. Matsui, Kenji. "The History of Shindo Muso Ryu Jojutsu," translated by Hunter Armstrong (Kamuela, HI: International Hoplological Society, 1993).
ЛИНИЯ ПЕРЕДАЧИ СИНДО МУСО-РЮ ДЗЁ
Адаптированный перевод брошюры, которая выдается ВЯФК, на семинарах по курсу сэйтэй иайдо для 1-3 данов.
Вашему вниманию предлагается адаптированный перевод брошюры, которая выдается Всеяпонской Федерацией Кендо, на семинарах по курсу сэйтэй иайдо для 1-3 данов. В настоящем переводе опущена часть материалов, не актуальных для России (выдержки из японских законов и др.).

Этикет

Применительно к боевым искусствам («будо») часто говорят: «Все начинается с поклона и заканчивается поклоном». Поклон – это проявление почтения, действие, главный смысл которого заключается в выражении благодарности. На занятиях иайдо большое значение придается как межличностным отношениям  (например, между учителем и учеником, между старшими и младшими учениками), так и  отношению человека к предметам (например, к мечу и  к залу для занятий). Важным при этом является поведение, исполненное чувства уважения.

Воспринимая боевые искусства («будо») как часть японской культуры, необходимо в полной мере понимать смысл, заложенный в таком действии, как поклон. Во время тренировок соблюдать все традиционные правила: выполнять поклон учителю, поклон залу и мечу. Это делается для того, что бы  сохранить хорошие отношения между людьми.

 

Что означает «Иайдо».

 «Иай» означает искусство владения мечом, которое позволяет, почувствовав ярость противника, немедленно отреагировать на  атаку с его стороны и остановить его, молниеносно вынув меч из ножен.

Занимаясь иайдо, человек учится надлежащим образом владеть своим телом и мечом в различных ситуациях, реагировать на атаку противника из положения сидя, из положения стоя и в движении. Кроме того, занимающийся учится правильному поведению, этикету, и потому иайдо – еще и путь совершенствования своего духа.

 

История Иайдо.

Основателем иайдо считается Хаясидзаки Дзюнсукэ Сигэнобу из местности Осю (современная префектура Ямагата). Его многочисленные ученики создали свои школы, и в эпоху Эдо иайдо получило распространение по всей Японии.  Так называемое «Новое время», когда в Японии  были изданы законы, запрещающие ношение меча, было довольно сложным периодом для боевых искусств, однако благодаря усилиям таких людей как Ооэ Масамити и Накаяма Хакудо, иайдо дожило до наших дней.

 

Как следует относиться к занятиям.

Следует с готовностью и без возражений воспринимать то, что говорит учитель (тренер) и старательно выполнять это на практике. Никакая произвольная интерпретация непозволительна. Также важно заниматься ежедневно (хотя бы понемногу), поскольку умение повышается именно за счет непрерывных занятий, пусть и не продолжительных. Кроме того, огромное значение имеет умение наблюдать за другими («митори-гэйко»), за учителем (тренером), за старшими учениками. Заметив что-либо нужное для себя, следует стремиться перенять это. Таким образом, можно лучше увидеть слабые места в собственной технике, а усилия по восполнению этих слабых мест позволят сделать тренировки гораздо более продуктивными.

 

Цель обучения иайдо

Изначально иайдо возникло как техника владения мечом для защиты и нападения. В наши дни занятия иайдо – это, прежде всего воспитание духа, а физическая подготовка отошла на второй план. При этом нельзя забывать, что основу единства кендо и иайдо («кэнъи-иттай») составляет этикет и техника владение мечом. Есть такое понятие – «нингэн-кэйсэй», оно означает «стремление к полному физическому и духовному раскрытию человека». Исходя из общефилософских вопросов, таких, например, как «Каким должен быть человек?», «Какой должна быть человеческая жизнь?», иайдо помогает раскрыть глубину собственной личности.

 

Иайдо в рамках Всеяпонской Федерации Кендо.

История

После окончания второй мировой войны все боевые искусства в Японии были полностью запрещены оккупационными властями. Однако с созданием Всеяпонской федерации кендо в октябре 1952 г., было возрождено кендо, а в 1956 г. и иайдо.

Для того чтобы выработать и утвердить иайдо ката, которые могли бы практиковать и кендоисты, в федерации было созвано заседание специальной комиссии. В 1969 г. ей были определены семь основных ката: «маэ», «усиро», «укэнагаси», «цукаатэ», «кэсагири», «моротэдзуки», «сампогири». Затем в 1980 г. были добавлены еще три:  «ганмэнатэ», «соэтэдзуки», «сихогири», в 1988 г. эти десять основных ката были официально признаны. И, наконец, в 2000 г. комиссией были добавлены еще два ката: «согири», и «нукиути». Таким образом, на сегодняшний день существует 12 основных ката.

Современная ситуация.

В основе занятий Иайдо, которые проводятся Всеяпонской федерацией кендо, лежат элементы техник всех школ корю (древних боевых искусств). Основу «сэйтэй» иайдо составляют 12 ката, представленные в таблице  ниже. Нужно понимать, что они – только вводная часть, не сложная даже для новичков. Главной целью этих занятий является популяризация иайдо. Ни техника, ни духовная практика ими не исчерпываются. Для более глубокого понимания сути иайдо, важно, чтобы занятия не сводились лишь к отработке ката и не становились занятиями лишь для оценки. Необходимо изучать древние стили, составляющие базу иайдо, хотя для этого и требуется длительная подготовка.

12 ОСНОВНЫХ КАТА

1 МАЭ 7 САМПОГИРИ
2 УСИРО 8 ГАНМЭНАТЭ
3 УКЭНАГАСИ 9 СОЭТЭДЗУКИ
4 ЦУКААТЭ 10 СИХОГИРИ
5 КЭСАГИРИ 11 СОГИРИ
6 МОРОТЭДЗУКИ 12 НУКИУТИ

Хранение меча и меры безопасности.

Хранение меча.

Человек, который использует меч (настоящий или тренировочный) для занятий иайдо, должен в полной мере осознавать свою ответственность за его безопасное хранение.

Как правило, люди довольно небрежно относятся к вопросу хранения «могито» - тренировочного меча, забывая, что носить меч по улице нужно в специальном чехле, а хранить меч следует только дома.

Безопасное использование меча.

При покупке меча (настоящего или тренировочного) следует выбирать модель с полным набором необходимых принадлежностей – таких как «цуба», «мэкуги» и т.д., на котором есть пометка производителя: «можно использовать для тренировок по иайдо». Также важно учитывать, насколько меч подходит к параметрам тела по весу, длине и т.д.

При длительном использовании меча, могут возникать поломки из-за некачественной сборки или изнашивания металла, поэтому  следует проводить регулярный осмотр «могито». А после сильного удара о пол или о твердый предмет, нужно разобрать меч, проверить внутреннюю часть и убедиться, что в «хабаки» или «накаго» нет трещин.

О мерах предосторожности

Перед началом тренировки меч следует внимательно осмотреть. Иногда из-за небрежного отношения к проверке происходят  несчастные случаи, поэтому следует всегда соблюдать меры предосторожности, которые описаны ниже.

При обнаружении повреждения или ослабления крепления, в случае необходимости, нужно заменить деталь или произвести ремонт – при этом лучше обратиться к тренеру или в магазин, где был куплен меч.

Кроме того, во время тренировки или соревнования нужно передвигаться, контролируя пространство вокруг себя. При перемещении по залу необходимо быть внимательным по отношению к другим людям, а при перемещении на близком расстоянии от другого человека во избежание опасности нанести ему травму следует взять за привычку предупреждать его вслух.

Правила, которые нужно выполнять:

осмотр меча до и после тренировки

меры предосторожности во время тренировки

  • Осмотр «мэкуги» (искривление, ослабление)
  • Осмотр отверстия ножен
  • Осмотр лезвия (повреждения)
  • Осмотр плетения на рукояти
  • Осмотр ножен (трещины)
  • При ношении меча класть большой палец на «цуба»
  • Во время тренировки соблюдать дистанцию
  • Во время тренировок при перемещении по залу внимательно относиться к окружающим
  • При перемещении на близком расстоянии от других людей – предупреждать их вслух

 

Термины, которые используются в иайдо.

Рассмотрим значение самых важных терминов, которые используются в иайдо, не забывая, однако, что не следует ограничиваться поверхностным пониманием этих слов. Осознание  цели занятий у всех самые различные. Эти понятия воспринимаются разными людьми по-разному в зависимости от склада ума, и не существует единственно правильной трактовки всех этих терминов. Следовательно, нужно стремиться понять истинный смысл этих понятий через личный опыт.

Термин Пояснение
Сая-но-нака
(сая-но-ути)
Обнажив меч, нужно без промедления победить одним ударом. Но обнажение меча – крайняя мера.
Важнее суметь сдержать противника, не обнажая меча. В этом заключается не агрессивная концепция мышления, настроенного на то, чтобы не бороться.
Нукицукэ После обнажения меча, исход определяется в одно мгновение (за доли секунды), поэтому так необходим настрой на поражение противника. Это воплощение иайдо.
Кириороси Так называется последний, решающий удар меча. При его исполнении, нижняя половина тела находится в устойчивом положении, а рез выполняется по широкой амплитуде: над головой кончик меча как будто задевает потолок, а затем меч идет как можно дальше вперед.
Мааи Так называется предполагаемое расстояние, необходимое для того, чтобы верно нанести удар по телу противника.
Дзансин Важно сохранять бдительное состояние даже после того, как противник повержен. «Дзансин» - это состояние постоянного внимания, сохранение до последнего готовности атаковать  противника.
Кигураи В искусстве владения мечом нельзя обойтись без духовной составляющей.
Ки-кэн-тай-но-итти «Ки» – сила духа (энергия) при нанесении удара.
«Кэн» – движение меча.
«Тай» – физическая подготовка.
При полном слиянии этих трех составляющих рождается истинное искусство владения мечом.
Кэнъи-иттай Так называется совмещение кендо и иайдо. Даже если разделять эти понятия, они все равно останутся связанными неразрывно. Каждый по своему они выражают разные аспекты «пути меча».
Танагокоро
(тэ-но-хира)
Ладонь
Тандэн Центр в нижней части живота
Унадзи Затылок (тыльная сторона шеи)
Комэками Виски
Суйгэцу (мидзоути) Солнечное сплетение
Микэн Лоб над переносицей (промежуток между глаз)
Симоноаси В положении «камаэ» нога, которая находится позади (нога, которая находится дальше от «сёмэн» – переднего места)
Каминоаси В положении «камаэ» нога, которая находится впереди (ближе к «сёмэн»)
Хитоэми Положение тела в полоборота, под 90 градусов к противнику (используется в 10 ката)
Иайгоси Положение тела на чуть присогнутых коленях с опущенной поясницей (в состоянии «дзансин»)
Иайхидза Сидячее положение в 4 ката («цукаатэ»)
Саябики Движение, при котором, не отрывая руки от отверстия ножен, мизинец прижимают к оби и тянут кулак назад
Саябанарэ Обнажение меча
Коикути-о-киру Движение, при котором, большим пальцем, лежащим на «цуба», выталкивают «цуба» и тут же вынимают меч

Библиография

(рекомендованная справочная литература)

  • «Иайдо во Всеяпонской федерации кендо (комментарии)» (фонд Всеяпонской федерации кендо)
  • «Правила проведения соревнований по иайдо и правила судейства» (фонд Всеяпонской федерации кендо)
  • «Правила обращения с мечом («иайто») и тренировочным мечом («могито») в иайдо» (фонд Всеяпонской федерации кендо)
  • «Иайдо во Всеяпонской федерации кендо, новое издание» (Сукидзянару)
  • Когава (Огава) «Меч и дзэн» (издательство религиозной общины Нингэндзэн)

Перевод с японского - Санжиева Ю.
Редактор русского перевода - Зименко А.
Выпускающий редактор - Караваев Л.

Сонаэ - военная структура самураев
Составитель: Тамура-сэнсэй
Перевод: Ерахнович Анна, Ковалёва Анна
Правка: Сперанский Гавриил
Сонаэ – основная самостоятельная войсковая единица, формировавшаяся в военное время в период Сэнгоку Дзидай («Эпоха воюющих провинций», 1479-1615гг). Боевая единица, состоящая из отрядов пехотинцев, вооруженных луками, ружьями, копьями, конных отрядов, интендантских отрядов, была способна самостоятельно выполнять боевые задачи.
Случалось так, что сонаэ называли: «сю», «тай», «куми», «сэй», «тэ». Численность колебалась в зависимости от функций, возложенных на тот или иной отряд, финансовых возможностей даймё и прочего, и в целом в сонаэ состояло от 300 до 800 человек.
Сонаэ, которые формировались во время военных столкновений, примерно соответствует современному общевойсковому подразделению, а конкретно полковой боевой группе; как правило, в полковых тактических группах (ПТГр) насчитывалось от 1 000 до 1 500 человек, а в бригадных тактических группах (БрТГр) – от 2 000 до 3 000 человек.
Когда наступил мирный период Эдо (1603—1868гг), весь личный состав сонаэ стал основой феодального дворянства.
Даймё, получавший свыше 10  000 коку, имел возможность содержать, помимо одного сонаэ, и бусидан.
(коку - среднее количество риса, потребляемое одним взрослым человеком в течение года , 1 коку риса приблизительно равен 150 кг, также являлось основной мерой богатства и служило денежным эквивалентом в средневековой Японии).
/бусидан – отряд из боеспособных мужчин, который формировали полководцы из провинциальной знати/
У каждого сонаэ была функция в зависимости от наименования, например: сакидзонаэ (авангард), накадзонаэ (вспомогательные войска), вакидзонаэ (армия, построенная по левую и правую сторону от ставки командующего), хатамотодзонаэ (отряд знаменосцев), хонсиндзонаэ (ставка командующего), сингаридзонаэ (арьергард). Главнокомандующий осуществлял расстановку сонаэ в соответствии с общей боевой стратегией под названием «дзивари».
В начале сражения в бой с противником вступает сакидзонаэ (авангардные части), в зависимости от хода военных действий подключались накадзонаэ. Если войска терпели поражение, то вакидзонаэ занимали оборонительные позиции, а сингаридзонаэ прикрывал основные силы от преследования неприятеля. Исход битвы определялся на начальном этапе сражения, в котором участвовало около 30% от общей боевой мощи войска.
Каждое сонаэ должно было выполнить миссию, возложенную на него, и подчиняться приказам главнокомандующего. Самостоятельные действия, даже если приводили к значительным результатам, строго наказывались.
Род Ии в качестве фудай-даймё передавал из поколения в поколение титул «старейшины» и с давних пор был вассалом Токугава (термин «фудай» обозначал вассалов, которые из поколения в поколение служат одному господину). Из-за того, что доспехи вассалов были полностью красного цвета, их прозвали Ии но акадзонаэ («Красный отряд Ии»).
Во время битвы в сакидзонаэ, шедшем впереди, первые места занимали вассалы даймё из знатных родов, имеющие высокий статус.
Самураи мирного периода Эдо делились на две крупные группы в зависимости от их служебных обязанностей. Это были банката и якуката. Якуката занимались государственными делами или были на государственной службе (должностными лицами), и каждый день были очень заняты. В невоенное время в повседневной жизни воины, ставшие банката, были в состоянии бездеятельного ожидания, и случалось так, что иногда их называли «бездельниками». Они служили в гарнизоне в замке даймё или стражниками, которые охраняли господина, или были непосредственной охраной Токугава, а также служили по сменной системе – один раз в 3-4 дня. Воины банката входили в систему небольших групп, которые назывались куми.
Кавалерия, пехотинцы в звании унтер-офицеров, которые имели право ездить верхом, и простые пехотинцы были собраны в группы в соответствии со своим рангом.
Куми – группа, составленная из 20 человек, являлась самой маленькой единицей отряда, которая совместно управляла земельным наделом в несколько тысяч коку и получала жалование по 100 коку.
Пехотинцам выделялось место для проживания в кумиясики (резиденция для низшего класса самураев, которые потом стали помещиками), а рядовым в нагая (длинный одноэтажный многоквартирный дом).
Одна группа солдат (одно куми) соответствует взводу кавалерии в армии новейшего времени, и становится мобильной ротой общей численностью 80 человек: 60 пехотинцев и 20 кавалеристов, которые в свою очередь выглядели как всадник и обслуживающие его пешие слуги. Рядовые солдаты ежегодно получали жалование от 100 до 200 коку, а кумигасира, который являлся главой группы из числа вассалов даймё, получал свыше 500 коку. В старину кумигасира также называли «самурай дайсё», случалось так, что они могли занимать должность бангасира, которая соответствовала командиру батальона или командиру полка, объединенных из нескольких куми.
Воины, чья семья занимала высокое общественное положение среди вассалов даймё, входили в состав умамавари и были личным отрядом даймё (умамавари - класс вассалов, состоял из воинов, принесших клятву верности непосредственно даймё, которым платили как землями, так и рисом).
Что касается отрядов пехотинцев, то командование осуществлялось вассалами из среднего класса, имеющими звание моногасира (офицер высшего ранга, капитан), которое соответствовало сётайчё (командир взвода).
В старые времена моногасира называли асигаругасира.
Обычно куми из пехотинцев командовал моногасира, но вместо него мог быть и когасира (десятник), который занимался общими делами.
Исходя из того, чем были вооружены пехотинцы в куми - нагаэ яри, луком или ружьем – назывались и их рода войск: нагаэгуми, юмигуми и тэппогуми.
(нагаэ яри - копьё с длинным древком, от 5 до 6метров длиной, типа пики).
Инструктажем и тренировкой особых боевых техник рядовых занимались когасира и косанся (ветеран).
Пехотинцев из числа банката, служивших у даймё, часто призывали для охраны общественного спокойствия в черте города, призамковых территориях и территориях буддийских храмов, в которых находились постоялые дворы. Пехотинцев, которые занимались поимкой преступников, также называли досин (стражник).
Dan Grad
Ранги участников клуба "Кенсинкан"
EKF Nr. Name Iaido Grade Jodo Grade
RU.00015 Fedorich Igor 5 DAN (06/02/2011) 5 DAN (11/11/2012)
RU.00056 Zaviyalov Vladimir 4 DAN (10/11/2013)
RU.00476 Shkurina Irina 4 DAN (15/02/2015)
RU.00349 Mordvin Nikolay 4 DAN (02/02/2017) 2 DAN (08/11/2015)
RU.00160 Mikhaylov Maksim 3 DAN (03/04/2011)
RU.00486 Petrov Artem 2 DAN (05/11/2016) 3 DAN (05/11/2016)
RU.00610 Shadrina Tatyana 2 DAN (08/11/2015)
RU.00499 Sycheva Evgeniya 2 DAN (05/11/2016)
RU.00362 Ustinov Denis 2 DAN (05/11/2016)
RU.00626 Terentev Aleksey 2 DAN (05/11/2016) 2 DAN (05/11/2016)
RU.00633 Valiev Sergei 2 DAN (05/11/2016) 1 DAN (05/11/2016)
RU.00628 Goncharov Egor 2 DAN (05/11/2016)
RU.00360 Danilov Peter 1 DAN (03/04/2011)
RU.00551 Kuznetsova Elena 1 DAN (10/11/2013)
RU.00484 Vazhenin Andrey 1 DAN (06/04/2013)
RU.00759 Antipina Tatiana 1 DAN (05/11/2016)
RU.00760 Emshanova Nadezhda 1 DAN (05/11/2016)
RU.00762 Levantsova Alina 1 DAN (05/11/2016)
RU.00761 Kalinenkov Artem 1 DAN (05/11/2016)
RU.00757 Nikiforov Konstantin 1 DAN (05/11/2016)
план мероприятий
Что планируем на 2017 год?
Иайдо Дзёдо
Январь Семинар по базовой технике. Корю.
Февраль Поездка в Саппоро семинары и экзамены
Март
Апрель
Май Семинар по базовой технике.
Июнь Поездка в Саппоро, семинар и экзамены
Июль
Август Приезд японской делегации, семинары по дзёдо и иайдо.
Сентябрь Чемпионат Европы Германия. Экзамены.
Октябрь
Ноябрь Семинар по базовой технике. Корю.
Декабрь
полезные ссылки
Ссылки на сайты федераций, клубов и магазинов
www.hokkaido-kendo.com
Федерации Кендо о.Хоккайдо
www.kendo-russia.ru
Русская Федерация Кендо
www.eishinkai.ru
Клуба "Эйсинкай" (Москва)
www.ekf-eu.com
Европейская Федерация Кендо
www.yoshinkan.ru
Cибирская Федерация Ёсинкан айкидо
www.japansteel.ru
Магазин уникальных ножей.